Никита Демидов, патриарх оборонзаказа
Никита Демидов — настоящий патриарх отечественной тяжёлой промышленности и оборонзаказа, пионер приватизации. К тому же выходец из крестьян дал начало одной из богатейших семей России. Его потомки превратились в крупнейших российских благотворителей и меценатов и вошли в узкий круг европейской аристократии, породнившись с семьёй Бонапартов…
Тульский оружейник
Чудесное и быстрое возвышение Демидовых способствовало тому, что вокруг истории семьи с первых же лет стали множиться легенды. Согласно одной, свободный крестьянин села Павшино близ Тулы Демид Антуфьев (Антюфеев) переселился в Тулу, стал там кузнецом-оружейником, рано скончался, оставив сиротами трёх сыновей, старшему из которых, Никите, едва исполнилось восемь лет. Согласно другой — в Тулу отправился сам Никита, спасаясь от воинской повинности. Так или иначе, старший сын Демида выучился в Туле на кузнеца и, будучи отличным мастером, сделался владельцем оружейной мастерской. Уже в 1691 году молодой Антуфьев поставлял оружие для государевой потехи — Преображенского и Семёновского полков и по делам наезжал в Москву, где был одним из поставщиков Оружейной палаты.
Поворотным пунктом в начавшейся успешной карьере тульского оружейника стала личная встреча с царём, по поводу которой, как обычно, сложилось несколько мифов. Якобы он не только по случаю починил редкостный немецкий пистолет Петра, но и изготовил его точную копию. Или же, получив случайно заказ на 300 алебард иноземного образца, так скоро и качественно исполнил его, что царь пожелал увидеть чудо-оружейника… В любом случае встреча произошла, и Демидов произвёл на Петра такое впечатление, что и спустя годы государь мечтал о том, чтобы иметь в окружении хоть несколько человек, похожих на этого уроженца Тулы, а Демидова тут же загрузил заказами.
Впрочем, успехом Демидов был обязан в первую очередь собственной предприимчивости. Он единственный из тульских оружейных мастеров в 1690-е имел уже собственный «вододействующий» завод.
Владелец заводов
Демидов хорошо понимал, чем потрафить царю. С началом Северной войны он поставил в казну 20 тысяч ружей по цене чуть ли не в десять раз меньше, чем другие, к тому же пожертвовал множество пушечных ядер. Войдя в полное доверие к Петру, он превратился в главного поставщика русской армии. Долг платежом красен. Пётр передал успешному «торговцу смертью» земли близ Тулы для новых печей, права на вырубку леса для добычи угля и на покупку крепостных. Именно так началось создание отечественной военной промышленности.
Тем временем на Урале были обнаружены новые залежи железных руд, и именно «Демидычу», как называл его царь, было поручено оценить их пригодность для железоделательного производства. В 1702 году сообразительный оружейник дал старт петровской приватизации. Уральские казённые заводы были малоэффективны. Демидов уступил казне свой тульский исправно работавший завод, лишившись ряда привилегий, а взамен для «скорой отправки пушек, мортир, ядер и бомбов» получил созданные в 1699 году Невьянские железоделательные заводы, пребывавшие в плачевном состоянии. К этому времени относится официальное появление фамилии Демидовы — именно так именовали Никиту Антуфьева в грамотах царя. За тульский завод казна выплатила Демидову немалые деньги, а за Невьянский он должен был расплачиваться продукцией, получив разнообразные привилегии, помогавшие быстрее наладить работу, в частности, полный карт-бланш в отношениях с местной администрацией.