Кто разбил чёрный квадрат?
Русский авангард считается направлением, которое оказало наибольшее влияние на искусство во всём мире. О силе этого влияния можно косвенно судить хотя бы по тому, что работы Кандинского и Малевича на международных аукционах бьют ценовые рекорды.
Выгода и удобство
Традиция проводить аукционы пришла к нам из глубины веков. Никакого преувеличения здесь нет: публичные торги проводили, например, в Древнем Риме. Но, конечно, речь тогда не шла о продаже предметов искусства: перед публикой чаще всего выставляли имущество поверженных врагов, угнанный скот, а также пленников.
Историю художественных аукционов обычно отсчитывают от продажи наследия Карла I. Приобретённые представителями разных стран, картины и скульптуры из его собрания стали основой коллекций ведущих мировых музеев. Видя перспективу, дальновидные предприниматели начали основывать аукционные дома. Старейший из ныне существующих — это Стокгольмский аукционный дом, основанный в 1674 году. Sotheby’s появился в 1744-м, Christie’s — несколькими годами позже, в 1766-м.
Звёздного часа Sotheby’s и Christie’s пришлось ждать ещё сто лет, эпоха так называемых «великих распродаж» началась в середине XIX века, когда социальные катаклизмы в Европе привели к разорению многих родов. После затишья на время мировых войн арт-рынок оживился к середине 1940-х, и в 1945 году Sotheby’s праздновал рекордную выручку.
Аукционный бум
Сегодня финансовые показатели, достигнутые на публичных торгах, могут служить своеобразным индикатором популярности того или иного художника или арт-направления. И с этой точки зрения русский авангард — явный лидер.
Вот лишь несколько примеров. В 2014 году на Sotheby’s продали картину Варвары Степановой «Фигура с гитарой» примерно за 2,8 млн долларов, двумя годами позже «Конструкция № 95» Александра Родченко ушла за 3,6 млн фунтов. Картины Василия Кандинского не раз входили в число самых дорогих в мире, последний рекорд был установлен в марте 2023 года — на Sotheby’s стоимость «Вида Мурнау с церковью II» превысила 37 млн фунтов. Но единоличным лидером был и остаётся Малевич. В 2018 году на Christie's его «Супрематическая композиция» ушла за недосягаемые 85,8 млн долларов.