Как Чарльз Шваб научил инвестировать простых американцев

ДеньгиБизнес

Инвест-дискаунтер

Как Чарльз Шваб научил инвестировать простых американцев

Текст: Алексей Алексеев

Пресс-служба Белого дома

Несостоявшийся гольфист

Чарльз Роберт «Чак» Шваб родился в семье, относившейся к среднему классу: отец был юристом, мать — домохозяйкой. Дух предпринимательства проявился в нем уже в детстве. Чарльз находил множество способов заработать карманные деньги в свободное от школы время — по вечерам и на летних каникулах.

Он продавал мороженое, косил газоны, работал на ярмарках, был подсобным рабочим на нефтяном месторождении и стрелочником на железной дороге.

То ли в девять, то ли в десять лет, он сам уже точно не помнит, родители взяли Чарльза поиграть в гольф. Ему понравилось, они несколько раз еще сходили поиграть вместе всей семьей. Став чуть старше, Шваб всерьез увлекся гольфом, в старших классах стал капитаном школьной команды, а карманные деньги стал зарабатывать как кедди — помощник гольфиста.

Успехи в гольфе помогли ему поступить в Стэнфордский университет. Учеба шла плохо. Ему сложно было читать учебники. Впоследствии Шваб узнал, что проблема, с которой он столкнулся, называется дислексией. Но тогда про дислексию ничего не знал ни он, ни его отец, который был очень недоволен и заставил Чарльза учиться, учиться и учиться.

В общем, профессионального гольфиста из него не вышло, хотя играть он продолжал в течение всей жизни, а впоследствии даже спонсировал турниры по гольфу, получившие его имя.

Несмотря на дислексию, в студенческие годы он много читал. Ему нравились книги о людях, добившихся успеха в жизни. Герой одной из них был почти полным его тезкой — Чарльз Майкл Шваб, сталелитейный магнат.

В 1959 году Чарльз Роберт Шваб получил степень бакалавра искусств и экономики, а в 1961 году — магистра делового администрирования (MBA). Он четко представлял, чем будет заниматься после университета,— работать в финансовой сфере, быть исследователем-аналитиком.

Накануне

Chip Somodevilla / Getty Images

Вскоре после окончания Стэнфорда Шваб вместе с двумя партнерами стал выпускать Investment Indicator — бюллетень с советами по инвестированию. Годовая подписка стоила $84 (примерно соответствует современным $872), число подписчиков доходило до 3000.

В своей книге «Инвестиционная революция. Как мы сделали биржу доступной каждому» («Invested: Changing Forever the Way Americans Invest») Чарльз Шваб пишет, что инвестирование привлекало его с детства. Впервые биржевые сводки в местной газете ему показал отец. «Мое воображение поразила мысль, что акции вносят частичку волшебства в нашу экономику и, если потрудиться, можно приобщиться к этой магии»,— вспоминал Шваб.

21 апреля 1971 года Чарльз Шваб вместе с несколькими партнерами основал инвестиционную компанию First Commander, «дочку» компании Commander Industries. Офис First Commander находился в Сан-Франциско. Компания занималась традиционной брокерской деятельностью и продолжала издавать бюллетень, но уже под новым названием — Schwab Investment Indicator.

В 1972 году Шваб выкупил акции, принадлежащие головной компании. Commander Industries не была финансовой структурой, как можно было бы подумать. Нет, эта компания занималась заготовкой леса, переработкой древесины, изготовлением молдингов для декора, производством ящиков для овощей и фруктов, а также для боеприпасов. В 1970 году выручка компании составила $32 млн (примерно соответствует современным $262 млн). Президента компании звали Уильям Шваб. Чарльзу он приходился родным дядей. Дядя вложил в брокерский бизнес племянника $100 тыс. Инвестиция оказалась не самой удачной. Услугами Commander Industries воспользовались несколько клиентов из штата Техас. Законодательство этого штата запрещает работать с местными жителями брокерам, не зарегистрированным в Техасе. Тяжба со штатом Техас обошлась First Commander дорого: долги инвесткомпании составили примерно $100 тыс. Частично долг погасил сам Чарльз, с остальным помог дядя.

В 1973 году в результате нефтяного кризиса, вызванного действиями ОПЕК, снизившей объемы добычи нефти, чтобы высокими ценами наказать Запад за поддержку Израиля в Войне Судного дня, началась рецессия. Партнеры Чарльза Шваба решили выйти из бизнеса. Он выкупил их доли, при этом для выкупа одной из них пришлось брать кредит в банке. Став единоличным владельцем фирмы, он переименовал ее, дав то имя, под которым компанию затем узнает вся Америка,— Charles Schwab & Co.

Великая первомайская инвестиционная революция

В 2011 году Charles Schwab дала своим клиентам возможность проводить операции с ценными бумагами со смартфона. LightRocket / Getty Images

Нью-Йоркская фондовая биржа была основана 17 мая 1792 года. На протяжении следующих 183 лет брокеры работали, взимая с клиентов фиксированную комиссию.

1 мая 1975 года все изменилось. По распоряжению Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC) фиксированная комиссия была отменена. Брокеры должны были договариваться с клиентом о размере своей комиссии (так что начиная с этого дня размер комиссионных мог варьироваться) в зависимости от оказываемых клиенту услуг и брокера, который их оказывает.

Накануне вступления в силу нового правила газета New York Times писала: «Брокеров Уолл-стрит силой затаскивают в новую эру финансовой истории». New York Times предупреждала, что мелкому инвестору нововведение вряд ли пойдет на пользу, так как у него не получится торговаться и придется платить скорее больше, чем меньше, по сравнению со старым уровнем комиссии.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Щедры на дивиденды Щедры на дивиденды

Какие компании в этом году поделятся прибылью с акционерами

Деньги
Бессвязные дороги Бессвязные дороги

Как обеспечить автодороги сотовой связью без переплат

Ведомости
Почему ЕС не растет Почему ЕС не растет

Что провоцирует системный кризис развития Евросоюза

Эксперт
Вселенная, возможно, вращается, но очень медленно Вселенная, возможно, вращается, но очень медленно

Как открытие вращения Вселенной может решить загадку «напряжения Хаббла»

ТехИнсайдер
Список против системы Список против системы

Культовый «Список Шиндлера» выглядит предупреждением, а не эпитафией

Дилетант
Слушаем и не осуждаем: чем полезны сплетни на работе и когда они вредят коллективу Слушаем и не осуждаем: чем полезны сплетни на работе и когда они вредят коллективу

Как сплетни и слухи могут влиять на рабочий процесс и настроения в офисе

Forbes
Я — это часть алфавита Я — это часть алфавита

Режиссер Дима Крестьянкин — о непохожести каждого из нас друг на друга

Seasons of life
Шаги на чердаке: жуткая история о нераскрытом убийстве в Хинтеркайфеке Шаги на чердаке: жуткая история о нераскрытом убийстве в Хинтеркайфеке

Более 100 лет назад на ферме Андреаса Грубера произошла страшная трагедия

ТехИнсайдер
Умереть по-христиански Умереть по-христиански

«Мы насилу довели его до смерти христианской»

Дилетант
Знак качества: зачем на самом деле на фрукты клеят маленькие наклейки Знак качества: зачем на самом деле на фрукты клеят маленькие наклейки

Для чего нужны эти наклейки на фруктах и что за цифры на них указаны

ТехИнсайдер
«Олимпийская трасса в Сочи для российских скелетонистов как песочница» «Олимпийская трасса в Сочи для российских скелетонистов как песочница»

Владислав Семенов о доходах и достижениях скелетона в эпоху санкций

Ведомости
5 советов, как побороть нерешительность и довести дело до конца 5 советов, как побороть нерешительность и довести дело до конца

Нерешительность — одна из самых разочаровывающих и непродуктивных форм поведения

Inc.
Галилея 2000 лет назад Галилея 2000 лет назад

«Земля Галилейская» во времена Иисуса

Знание – сила
Ингибитор тирозинкиназы помог при хронической крапивнице в третьей фазе испытаний Ингибитор тирозинкиназы помог при хронической крапивнице в третьей фазе испытаний

Ученые сообщили об успехе испытаний ремибрутиниба при хронической крапивнице

N+1
Я всё смогу! Я всё смогу!

7 киногероинь, у которых стоит поучиться здоровой самооценке

Лиза
По ком стучит барабан По ком стучит барабан

«Обезьяна» — причудливый хоррор, вдохновленный рассказом Стивена Кинга

Weekend
Экономика кухни: как решить больной вопрос Экономика кухни: как решить больной вопрос

За время работы в индустрии я не помню такой турбулентности

Bones
Талант грани Талант грани

Катя Грань занимается керамикой почти десять лет, ее вазы — часть природы

Seasons of life
Назойливая бывшая: как сохранить лицо, если экс-супруга не оставляет мужа в покое Назойливая бывшая: как сохранить лицо, если экс-супруга не оставляет мужа в покое

Как отстоять границы новой семьи, когда за них так и норовит зайти экс-партнер?

Psychologies
Как выбрать школу для первоклассника Как выбрать школу для первоклассника

Почему готовность ребенка к обучению – это не про чтение и письмо

Здоровье
Артур Бесчастный: «Если лелеять обиды, боли будет только больше» Артур Бесчастный: «Если лелеять обиды, боли будет только больше»

Артур Бесчастный о планах сыграть Ван Гога и памятнике Бродскому

Ведомости
Вяление Вяление

Вяление и его производные дают интересные и порой неожиданные результаты

Bones
«Она была самой красивой девушкой на стадионе» «Она была самой красивой девушкой на стадионе»

Про любовь с первого взгляда Александра и Алеси Энберт

OK!
Первая среди равных Первая среди равных

Мысли и наблюдения первой женщины-победительницы в кругосветной гонке

Y Magazine
Клетки сами лечат пациента Клетки сами лечат пациента

В России начинается волна развития биомедицинских клеточных технологий

Монокль
Польша между двух рек и трёх спичек Польша между двух рек и трёх спичек

Как Большая тройка определяла границы, статус и политическое устройство Польши

Дилетант
Само совершенство Само совершенство

Что скрывается за яркой внешностью и почему мы пытаемся этим поднять самооценку

Лиза
Соня Присс: «Профессия актера — это всегда большая лотерея» Соня Присс: «Профессия актера — это всегда большая лотерея»

Даже если вы талантливы и трудолюбивы, успех не гарантирован

Коллекция. Караван историй
Эксперимент с медданными Эксперимент с медданными

Минздрав, Минцифры и Минэк смогли договориться об эксперименте с медданными

Ведомости
Дело о наведённой порче Дело о наведённой порче

Русская деревня в XIX столетии вызывала у интеллигенции противоречивые чувства

Дилетант
Открыть в приложении