Компании сознательно размещают небольшие пакеты акций
В последнее время появилось очень много компаний, вышедших на рынок IPO или планирующих это сделать. О том, кому и чем полезны такие размещения и как они влияют на фондовый рынок, рассказал зампред правления Сбербанка Анатолий Попов.
В России сейчас бум IPO, это было ожидаемое развитие событий и как это отражается на рынке?
— Ситуация кажется противоречивой. С одной стороны, капитал в стране сегодня стоит дорого, ключевая ставка — 16% и у инвестора есть широкий выбор вариантов размещения своих средств с фиксированной доходностью: облигации, депозиты и другие инструменты, которые дадут гарантированную устойчивую прибыль на уровне как минимум выше ожидаемой инфляции. С другой стороны, бум первичных размещений акций, которые могут принести еще большую доходность, но негарантированную. Этот тренд ярко наметился во второй половине 23-го года и продолжается сегодня — каждые две недели происходит какое-то IPO. Казалось бы, инструменты с фиксированной доходностью и новые выпуски акций должны конкурировать за свободные средства, но их хватает и на то, и на другое.
— У инвесторов образовался избыток средств?
— Здесь надо понять, насколько изменился инвестор на фондовом рынке России. Раньше инвестор был, как правило, институциональный и часто иностранный — фонды, которые инвестировали годами, крупные финансовые структуры. Сейчас российский рынок фактически закрыт для иностранных инвесторов, а для российских инвесторов если не закрыт, то сильно затруднен выход на привычные международные рынки. Всем пришлось резко перестраиваться под изменившиеся обстоятельства. Провести в таких условиях IPO было, с одной стороны, логично, с другой — рискованно. Первыми ласточками, насколько я помню, в 2022 году были шеринг самокатов и несколько ИТ-компаний. Как будто не самый очевидный вариант, но разместились очень успешно, и оказалось, что у этих новых размещений есть хороший спрос и с приличной премией к рынку.
— Российские инвесторы, оставшись без доступа к западным рынкам, стали скупать все подряд?
— Здесь есть одно важное наблюдение — во всех последних IPO размещается достаточно маленькая доля в этих компаниях. Если рассматривать общий объем акционерного капитала, который был привлечен за это время, это достаточно незначительные средства. Простой пример: в прошлом году корпоративное кредитование выросло на рынке на 23% — это триллионы рублей, которые корпоративные клиенты получили в виде заемных средств. Если считать, что общий рынок корпоративного кредитования — 70 трлн руб., соответственно, 23% от этой суммы — порядка 15 трлн руб. Если говорить об IPO в прошлом году, то на них компании привлекли 100–200 млрд руб. То есть с точки зрения привлечения средств это средства очень незначительные.
— При этом на многих размещениях спрос многократно превышает объем размещаемых бумаг, с чем может быть связан такой осторожный подход к привлечению средств в рамках IPO?
— Компании сознательно размещают небольшие пакеты акций, и очевидно, что этот тренд продолжится, потому что размещение вызывает интерес. Действительно, спрос иногда превышает объем бумаг в десять раз. Но тут надо учитывать, что инвесторы, зная о небольшом объеме размещения заранее, повышают размер своей заявки, чтобы получить более значимую долю акций. Сегодня среди тех, кто участвует в торгах на IPO, три четверти составляют физические лица. Еще один аргумент в пользу того, что тренд на первичные размещения будет продолжаться, заключается в том, что динамика тех компаний, которые разместились, после IPO положительная. То есть почти все компании по рыночной капитализации выросли, соответственно, инвесторы, поучаствовавшие в них, заработали на своих вложениях.