Владимир Овчаренко и Павел Пепперштейн: Наше сотрудничество — это следствие долгой дружбы
Впервые за пять лет главный трикстер российской арт-сцены Павел Пепперштейн открыл масштабную персональную выставку «Ужины» — она разместилась в пространстве Vladey на Неглинной. Кроме работ 2023–2024 годов в экспозицию вошла и графика 1980-х. Пепперштейн никому ее не показывал, а сейчас — решился. Почему первый со времен ретроспективы в «Гараже» проект был представлен именно в галерее Владимира Овчаренко, как построить здоровые отношения между галеристом и художником, в чем замысел «Ужинов» и при чем тут Владимир Ленин, Пепперштейн и Овчаренко рассказали «Снобу».
Павел, сейчас, спустя пять лет после ретроспективной выставки в «Гараже», ваше возвращение было организовано в дуэте с Владимиром Овчаренко. Почему решили провести масштабный проект именно с ним?
Павел Пепперштейн: В первую очередь это потому, что мы друзья (смеется). И наше сотрудничество является следствием дружбы. С Владимиром Петровичем мы друг друга очень давно знаем, еще с 1990-х годов. Познакомил нас в свое время Олег Кулик, за что я ему лично очень признателен. Что скажешь, Вов? Мне кажется, впервые мы встретились, когда вы приехали ко мне на Речной. Тебе понравился альбом «Наблюдения». Он мне тоже очень нравится. Хотя так нескромно говорить (смеется). Володя его у меня купил. И с этого момента началось наше прекрасное, плодотворное сотрудничество, которое, к счастью, продолжается.
А какие выставки сделали вместе? Какие были самые знаковые, яркие для вашей карьеры и для вашей дружбы?
Павел: Очень немало их было! В 2003 году мы показали в «Риджине» выставку «Битвы», а в 2004-м — «Гипноз». В 2016-м была «Чудеса в болоте». А в галерее Vladey Space в 2017 году мы делали масштабный проект «Воскрешение Пабло Пикассо в 3111 году». Сначала я делал его в Швейцарии. Это была очень смешная история, потому что директор художественного музея в Цуге устроил превью и позвал серьезных людей, швейцарских банкиров, которым преподнес проект так, будто в России был наконец-то изобретен способ воскрешения умерших людей. И поднялся невероятный шепот! Многие поверили в это и неслабо зашелестели. Очень хотелось бы, чтобы такой способ был действительно изобретен.
Владимир Овчаренко: Еще был важный «Город Россия», 2007 года.
Павел: Да, это очень важная для меня работа. Я думал о том, что нужна новая столица нашей страны, между Москвой и Санкт-Петербургом. На полдороги. И такой город надо назвать «Россия», по примеру небезызвестного города Бразилиа, который в свое время строился как утопичный проект и стал столицей Бразилии. А вот города Россия нет.
Владимир: Может, еще будет? У нас же построили Новую Москву.
Павел: Ну да, тогда следующий шаг — Новая Россия (смеется).
Владимир: А тот, который выиграл Премию Кандинского? Это была «Святая политика» 2014 года. Музей современного искусства «Гараж» брал картины с той выставки для своего мерча. А теперь — «Ужины» во Vladey на Неглинной.
Павел: Еще очень важно сказать, что год назад в этом же пространстве мы делали с Володей выставку «Зиккураты» арт-группы ППСС. Ее мы основали вместе с моей подругой и возлюбленной Соней Стереостырски. Если совсем уж честно, то и «Ужины» мы делали во многом вместе, но решили авторство в этот раз оставить за мной.
Вы уже работаете над новым совместным проектом, который будет после «Ужинов»?
Владимир: Планы на будущие совместные проекты, конечно, есть, но они пока что остаются планами. Надо не забывать, что Паша занят еще и написанием прекрасных романов.