Век назад на берегах Днепра завязывался узел, который мы развязываем до сих пор

СНОБИстория

Что доводит до Киева. 100 лет советско-польской войне

Век назад на берегах Днепра завязывался тот узел, который мы пытаемся развязать до сих пор

Станислав Кувалдин

0:00 /
921.913
228f545e4fa106f7eeb23065988a8dc323e352cb6284100df7ec4e8423d56310.jpg
Польско-украинские войска вступают в Киев, 1920. Фото: Wikimedia Commons

Мы давно привыкли ассоциировать май с Днем Победы, на долгие десятилетия определившим судьбы стран и народов Европы. На этом фоне напоминание о других майских победах — оказавшихся эфемерными, но в момент своего переживания казавшихся триумфаторам небывалым историческим свершением — может показаться несерьезным.

Тем не менее именно 9 мая в отсутствие привычных парадов можно было вспомнить о 100-летии еще одного примечательного шествия. В 1920 году в Киеве состоялся совместный парад польских войск и вооруженных сил Украинской Народной Республики (УНР) — спустя несколько дней после того, как польская армия вошла в город. Это было одной из кульминаций советско-польской — или польско-большевистской, как ее традиционно принято называть в польской историографии — войны, тем смелым рывком Польши на восток, за которым спустя считаные недели последовал столь же стремительный откат на польские земли, движение Красной армии к Варшаве и ее катастрофическое поражение у ворот польской столицы уже в августе 1920 года. В каком-то смысле именно в те годы в треугольнике Россия — Украина — Польша зарождались те модели отношений, которым суждено в разных формах воспроизводиться вплоть до сегодняшнего дня.

0044aafe703dbbb0ff2dea6b4cfbe6ce5291d9c4d400ebcc7aaf070574f1b6b6.jpg
Парад польской армии и вооруженных сил УНР в Киеве, май 1920. Фото: Wikimedia Commons
fc0de483032b02d07ce5bc3ac8df891af94d7dde9be6978d28a343ebae97f507.jpg
Фото: Wikimedia Commons
a65f1755ad82faf335534407a86521f5b24040505214e663a102e1cf920eb2ff.jpg
Фото: Wikimedia Commons

Советско-польскую войну в России традиционно представляют как серию быстро сменивших друг друга картинок поздней весной и летом 1920 года: наглый бросок поляков на Киев (об их украинских союзниках в этом случае обычно забывают), не объяснимый ничем, кроме излишних амбиций, а затем решительный удар Красной армии по захватчикам, наступление на Львов и Варшаву и финальный крах, среди последствий которого уже в постсоветскую эпоху стало популярно выделять судьбу польских красноармейцев в польском плену. Однако узоры этого кровавого калейдоскопа начали меняться не весной 1920 года и, наверное, в том или ином виде состоявшееся столкновение оказывалось неизбежным просто из-за того хаоса, в который погрузилась бывшая территория Российской империи в 1917 году. На пространстве рухнувшей державы, где противостояли друг другу разные политические и национальные силы, теперь не было признанных границ, а также безусловно признаваемых миром государственных образований. Когда в первозданном хаосе начали образовываться более или менее оформленные центры силы, Польша и Россия — точнее, политические сущности, говорившие от их имени и контролировавшие соответствующие материальные и военные ресурсы, — оказались теми субъектами, которые неизбежно должны были выяснить отношения силой прежде, чем прийти к более или менее устраивающему их соглашению. Предметом же такого соглашения оказывались обширные пространства, лежащие между этническими границами обеих стран, в том числе Украина, чьи претензии на полностью самостоятельное существование не готовы были признать ни Варшава, ни большевистское правительство в Москве, ни тем более стремящиеся уничтожить это правительство силы «белой» России.

Борьба частично признанных правительств, государственных и военных образований в условиях государственного вакуума отчасти напоминала ситуацию, которую сейчас можно видеть в ближневосточных конфликтах. Каждый из участников этой сложной борьбы только появился на исторической арене и в каком-то смысле участвовал в творении нового мира, а потому не чувствовал привычных ограничений, какие бывали в войнах между «старыми» государствами.

Польша, чью государственную самостоятельность после окончания Первой мировой Европа готова была признать, на тот момент существовала не как прочное государство, а, скорее, как национально-политический принцип. Несмотря на формирующиеся атрибуты государства в виде правительства, парламента и армии, а также признание со стороны европейских держав и поддержку большинства польского общества, у Польши не было твердых границ — прежде всего, восточных. При этом не было и какой-то гарантии, что эти границы появятся и будут стабильны с учетом того, что в это время творилось на Востоке и, прежде всего, в Москве.

a0b5e47d39a2ae6544c717e4370231b2c61f627e0691c553a0499acfed4327c3.jpg
Юзеф Пилсудский, 1919. Фото: United States Library of Congress

Юзеф Пилсудский, получивший в возрождающейся Польше диктаторские полномочия «начальника государства», считал, что страна, помещенная между Москвой и Берлином, может сохранить свою независимость и самостоятельность только в том случае, если окажется достаточно сильной и при этом сможет отодвинуть Россию как можно дальше на восток. Решением этой задачи он считал создание федерации из стран и народов, лежащих между Россией и Польшей. Варшава должна была заменить Петроград и Москву и стать центром притяжения для белорусов, украинцев, литовцев и, возможно, других балтийских народов. С мнением самих этих народов собирались считаться постольку-поскольку. Польша — страна с существовавшей государственной традицией, к тому же в прошлом уже владевшая указанными территориями, которые теперь едва ли могли выжить самостоятельно, без внешней поддержки и гарантий. Альтернатива ориентации на Москву, тем более большевистскую, устраивала далеко не всех. А при помощи доброго слова и собственного войска в эти годы казалось возможным осуществить многое.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

6 признаков глупого человека 6 признаков глупого человека

Как понять, кого нужно избегать? Да и нужно ли на самом деле?

Psychologies
Унесенные Миядзаки. Как прославленный японец показал нам мир глазами ребенка Унесенные Миядзаки. Как прославленный японец показал нам мир глазами ребенка

Отрывок из книги «Студия Ghibli: творчество Хаяо Миядзаки и Исао Такахаты»

Forbes
Где лечиться? Где лечиться?

В какую поликлинику идти – государственную или частную

Домашний Очаг
Ученые разошлись с политиками в прогнозах повышения уровня моря Ученые разошлись с политиками в прогнозах повышения уровня моря

Климатологи считают, что уровень моря повысится на 0,63-1,32 метра к 2100 году

N+1
Человек рожден пьющим Человек рожден пьющим

Человек разумный имеет мотивацию к потреблению этанола

Наука
Мы совершенно случайно обнаружили очень страшный фильм ужасов на Netflix Мы совершенно случайно обнаружили очень страшный фильм ужасов на Netflix

Если вы любите хорроры, срочно отправляйтесь смотреть «Элай»

GQ
10 попыток создать идеальный универсальный язык 10 попыток создать идеальный универсальный язык

Почему человечество не может создать универсальный язык, понятный всем

Популярная механика
«Абсолютная пустышка»: что российские политики и бизнесмены говорили об Илоне Маске и его проектах «Абсолютная пустышка»: что российские политики и бизнесмены говорили об Илоне Маске и его проектах

Илон Маск готовится запустить людей на орбиту на частном корабле

Forbes
Новые простые Новые простые

Ксения Рождественская об американских демократах в фильме «Снести Большой дом»

Weekend
Дмитрий Крымов: «Во всем мире театр просто помер» Дмитрий Крымов: «Во всем мире театр просто помер»

Дмитрий Крымов об онлайн-премьере проекта «Тайная вечеря» и глубине ужаса

GQ
Преступные сети: как устроено современное браконьерство Преступные сети: как устроено современное браконьерство

Сотрудник береговой охраны о браконьерстве: почему оно выгодно всем

Esquire
Самые известные психонавты Самые известные психонавты

Семь знаменитых первооткрывателей, практиковавших психонавтику

Популярная механика
Уроки пандемии: как научиться принимать то, на что нельзя повлиять Уроки пандемии: как научиться принимать то, на что нельзя повлиять

Действенное средство от тревоги во времена социальных катаклизмов

РБК
Альбер Камю Альбер Камю

Статья про французского экзистенциалиста (1913–1960)

Дилетант
Братская кушетка Братская кушетка

Василий Степанов о юбилее «Брата-2»

Weekend
Кажется, мы нашли самый затягивающий сериал 2020 года Кажется, мы нашли самый затягивающий сериал 2020 года

Мы посмотрели все серии проекта «В ночь» разом

GQ
Альвдис Н. Рутиэн: Между Альвдис Н. Рутиэн: Между

Отрывок из романа по мотивам мифологии кельтов

СНОБ
Ольга Хейфиц: Камера смысла Ольга Хейфиц: Камера смысла

Отрывок из нового романа Ольги Хейфиц

СНОБ
«Мы устали сидеть дома»: вернутся ли сотрудники в офисы после пандемии «Мы устали сидеть дома»: вернутся ли сотрудники в офисы после пандемии

Как будет происходить возвращение сотрудников в офисы

Forbes
Продают продукты и доставляют пельмени: почему бары на самоизоляции продолжают работать в убыток Продают продукты и доставляют пельмени: почему бары на самоизоляции продолжают работать в убыток

Владельцы трёх петербургских заведений рассказали, как переживают кризис

VC.RU
Клинт Иствуд: «Возьмитесь наконец за дело! Надерите кое-кому задницу» Клинт Иствуд: «Возьмитесь наконец за дело! Надерите кое-кому задницу»

Клинт Иствуд о правилах воспитания и ссыкливом поколении

Esquire
7 этапов в отношениях с манипулятором 7 этапов в отношениях с манипулятором

По какому сценарию обычно развиваются токсичные отношения?

Psychologies
Топ-5 пар летней обуви, которая никогда не выйдет из моды Топ-5 пар летней обуви, которая никогда не выйдет из моды

Выглядеть стильно можно независимо от постоянно меняющихся трендов

Cosmopolitan
Что будет с человеком, если ему ампутировать половину мозга Что будет с человеком, если ему ампутировать половину мозга

Возможно ли жить только с половиной мозга, и что это будет за жизнь?

Популярная механика
Женщина, мечтавшая творить: фрагмент книги Мари Дарьесек о звезде немецкой живописи Пауле Модерзон-Беккер Женщина, мечтавшая творить: фрагмент книги Мари Дарьесек о звезде немецкой живописи Пауле Модерзон-Беккер

Фрагмент книги о немецкой художнице Пауле Модерзон-Беккер

Esquire
Герой без маски Герой без маски

Карантинную историю с актером Леонидом Бичевиным мы сняли в режиме самоизоляции

OK!
Павел Дуров назвал семь причин не переезжать в США. Это ответ на фильм Дудя о Кремниевой долине Павел Дуров назвал семь причин не переезжать в США. Это ответ на фильм Дудя о Кремниевой долине

Почему США — не самое лучшее место для жизни и ведения IT-бизнеса

Esquire
Мать-и-мачеха? Медуница? И впрямь не узнать! Мать-и-мачеха? Медуница? И впрямь не узнать!

У этих растений весной и летом совершенно разное обличье

Наука и жизнь
Известный эксперт по серийным убийцам построил карьеру на лжи. Он лгал о своих достижениях и о том, что его невесту убил маньяк Известный эксперт по серийным убийцам построил карьеру на лжи. Он лгал о своих достижениях и о том, что его невесту убил маньяк

Расследование о Стефане Бургуане показало, что он лгал о своих достижениях

Esquire
Они не железные! Звезды, которых карантин довел до нервного срыва Они не железные! Звезды, которых карантин довел до нервного срыва

Рассказываем, у кого из знаменитостей на карантине начали сдавать нервы

Cosmopolitan
Открыть в приложении