Доктор едет, едет
Два врача и программист построили цифровую платформу для ДМС и привлекли $4,5 млн инвестиций.
Двадцатишестилетние основатели медицинского сервиса BestDoctor Марк Саневич и Михаил Беляндинов к успеху относятся философски. «Три года назад на нас никто не обращал внимания. Мы выросли, но сейчас уж точно нет ощущения, что пришел успех и можно расслабиться», — рассуждает Саневич, CEO компании. 2019 год сервис закончил с пятикратным ростом числа клиентов и выручкой 450 млн рублей. Основной продукт BestDoctor — технологичный ДМС для компаний. В приложении можно записаться к врачу, выбрать клинику и получить онлайн-консультацию в режиме реального времени. Сделать успешный бизнес партнеры сумели не сразу. Беляндинов и Саневич познакомились на факультете фундаментальной медицины МГУ. Марк Саневич вырос в Туле в семье врачей и с детства мечтал пойти по стопам родителей. Михаил Беляндинов из семьи менеджеров, он, напротив, мечтал о предпринимательстве, но после 8-го класса попал в химико-биологический класс. «Потом либо идешь на биофак и режешь лягушек, либо становишься врачом. Мой вариант был точно второй», — рассказывает он.
До четвертого курса сооснователи BestDoctor не были друзьями, но летом 2014-го их группа решила отметить окончание сессии в баре. «В итоге пришли только я и Марк. Завязался разговор, чем заниматься дальше», — вспоминает Беляндинов. К концу вечера они решили делать совместный бизнес на стыке медицины и IT. Достойную идею искали полгода, изучали медицинские приложения в AppStore. Остановились на сервисе онлайн-записи к врачам: клиники платят комиссию за привлеченных пациентов. Делать стартап решили во время летней практики после четвертого курса. «Пройти практику мы решили хардкорно — поехали в Тулу, в экстренное хирургическое отделение», — вспоминает Саневич. За два месяца сделали сайт, ночью учились оперировать, а днем ездили по тульским клиникам, предлагая услуги онлайн-записи.
Друзья быстро поняли, что заработать на такой модели сложно — региональные клиники нео хотно подписывались на сервис. Осенью, вернувшись в Москву, решили исследовать рынок. Встали у входа в клинику «Медси» на Фрунзенской и стали спрашивать пациентов, как они записываются к врачам. Опрос показал, что большинство шло по полису ДМС. Тогда друзья принялись изучать рынок медстрахования: весь пятый курс штудировали, как устроена организация здравоохранения на Западе — ОМС, ДМС, алгоритмы расчета, ценообразование и прогнозирование. К делу подошли серьезно: в библиотеке МГУ отыскали диссертации по актуарному анализу медицинского страхования. Тогда и родилась идея создать технологическую платформу, через которую компании смогут платить по факту за медицинские услуги для сотрудников, следить за балансом страхового счета и получать отчеты о расходе денег. «ДМС тогда был пропуском-бумажкой в поликлинику, а мы хотели сделать платформу, которая помогала бы следить за здоровьем, быстро организовать помощь где угодно и обеспечить прямую связь с врачом», — говорит Михаил Беляндинов. За каждого сотрудника клиент должен был платить 4000 рублей за сервис и депозит. Разрабатывать технологию позвали бывшего одноклассника Саневича Филиппа Кузнецова, студента МФТИ. Сами же начали общаться с клиниками и искать клиентов. «Чтобы быстро набрать пул клиник, мы сначала не хотели для них сильно отличаться от других страховых. Это сломало бы им привычные процессы», — рассказывает