О «Русском Prado», конкуренции с китайцами и закате эры автомобилей
Интервью с руководителем «Соллерс Инжиниринг» Юрием Алексаковым
Скажите, зачем было создавать инжиниринговую компанию в рамках «Соллерс»? Вы будете разрабатывать новые автомобили на базе УАЗа?
В «Соллерс Инжиниринг» мы консолидировали все инженерные ресурсы группы, находящиеся в Заволжье, Елабуге и Ульяновске, плюс открыли отдельное предприятие в Тольятти. Будем создавать автомобили, комплектующие и цифровые продукты для автомобилестроения.
Говорят, вы хотите создать общую платформу для УАЗа, Isuzu и Ford. Якобы все выпускаемые «Соллерс» машины будут иметь общие элементы...
Да, есть идея создать общую конфигурацию. Сейчас трудно сказать, на каких компонентах она будет построена, но совершенно точно, что с точки зрения бизнеса это оправдано.
Что будет использоваться в общей платформе: дизель Ford, коробка Isuzu?.. Что больше всего удешевит конечный продукт?
Скорее, речь об улучшении его свойств и себестоимости. В этом плане возможно даже удорожание. Например, если мы говорим о последних поколениях дизелей «Евро-6», где сажевые фильтры, мочевина и другие чудеса, то это плюс 150–180 тысяч рублей к цене по сравнению с бензиновым агрегатом.
А что нужно для общей платформы в первую очередь?
Если иметь в виду рамные продукты, то, конечно, общая рама. Кроме того, силовая установка (двигатель, коробка, раздатка), причём как для бензинового, так и дизельного варианта. Инвестиции в создание этих узлов очень велики, и лучше делить их на троих.
В начале двухтысячных я был на Заволжском моторном заводе (принадлежит «Соллерс»). В коридоре на доске «Объём выпуска и количество брака» было написано: «За смену собрано 200 двигателей, в брак ушло 30». С тех пор что-то изменилось?
Само собой! Появились современные обрабатывающие центры, целые корпуса прошли модернизацию...
То есть ЗМЗ готов выпускать моторы на уровне Ford и Isuzu?
Вполне. Теперь о самом интересном.
Как дела с так называемым «Русским Prado»? Сообщалось, что двигатель для него проектируется в Германии...
Это кооперация. Мы – головные исполнители по этому проекту. Немцы выполняют лишь определённый объём сложных и наукоёмких операций, таких как моделирование, процесс сгорания…
Автоматическая коробка будет французской?
Да, та, что стоит сейчас на УАЗе «Патриот». Её выбрали по соотношению цена-качество. Она производится в Страсбурге и, к сожалению, вряд ли будет локализована. У французов есть обязательства перед регионом, где она производится. Выводить производство за пределы Франции нельзя.
Выбор гидромеханики был связан с большей надёжностью?
Одна из основных задач – не ухудшать проходимость. Коробка рассчитана на 350 Нм крутящего момента, наш мотор выдаёт 235. То есть запас большой.
«Соллерс» уже имел опыт выпуска УАЗов с дизелем. Чем закончилась эта история? У неё есть перспективы?
Дизель IVECO был успешен, пока отвечал нормам «Евро-4». Потом случился переход на «Евро-5», и история потеряла экономический смысл. Сейчас мы выпускаем собственные дизели «Евро-4», но не можем продавать их внутри страны, поэтому поставляем на экспорт. Около 300 штук в год.
В Латинскую Америку?
Да, это наш основной экспортный рынок.
А вам не кажется, что ульяновский завод отстал от реальности, и «Русский Prado» надо было выпустить ещё лет шесть назад?
Как раз с 2014 года мы этим и занимаемся. Уже закончили проектирование платформы и завершаем проектирование непосредственно автомобиля.
Как-то медленно...
Это целый комплекс проблем. Мы много ресурсов потратили на изменения в УАЗе «Патриот», параллельно большому проекту проделав огромную работу, крайне необходимую для потребителя. По сравнению с 2014 годом качество «Патриота» выросло в четыре раза.
За счёт чего?
Замена оборудования, поставщиков комплектующих и применение принципиально новых технических решений. Чего стоила одна только история с внедрением АКП! Пришлось пересмотреть всю геометрию к узова.