Самая главная
Лидером, согласно некоторым данным, может запросто стать даже коала, а ты тем более. Осталось понять, над чем поработать и какие качества стоит развить в первую очередь.
Увидел и победил
Когда мы учились в школе, свой лидер был практически в каждом классе. Он или она могли за перемену подбить тридцать человек прогулять географию. Или, наоборот, демонстративно остаться сидеть за партой, когда остальные собираются сбежать с контрольной – и, глядя на них, все возвращались на свои места. Их прически, словечки и манеру говорить копировали, над их шутками громко смеялись, на их месте так или иначе хотел оказаться каждый.
Лидер – это тот, кто способен зажечь других своими идеями и повести за собой. Не менее важно умение принимать решения и брать на себя все сопряженные с этим риски, иначе не получится долго удерживаться наверху.
Частично лидерские качества мы получаем при рождении, как подарки доброй феи. Даже детсадовцы в младшей группе ведут себя по-разному: кто-то весьма успешно пытается командовать всеми, включая воспитателя, кто-то готов беспрекословно слушаться. Имеет значение и харизма – за обаятельными, располагающими к себе людьми идут с большей охотой. Также важны условия, в которых ребенок рос: сколько свободы предоставляли ему взрослые, доверяли ли ответственные дела или стремились всё решать и делать сами (ты не замерз, но проголодался). Лидерские качества могут сформироваться и вне семьи, например в спортшколе или клубе любителей авторской песни, где подросток почувствовал себя уверенно и начал пользоваться авторитетом у сверстников. Бывает, что ответственность люди принимают на себя не по доброй воле, а в связи с серьезными испытаниями. Например, из-за проблем в семье ребенку приходится быть главным, руководить младшими сестрами и братьями или даже потерявшими внутреннюю опору взрослыми.
Общее у всех лидеров одно – умение возглавлять и организовывать. Но ведут они себя по-разному. Кто-то устанавливает жесткую иерархию, требует соблюдать строгие правила и наказывает за их нарушение. Кто-то верит в демократию и право каждого на автономию, собственное мнение и самореализацию. При этом нельзя сказать, что один – деспот и злодей, а второй – воплощение добра и солнечный человечек. У каждой медали две стороны: авторитарность может быть плюсом и серьезной составляющей развития, особенно в кризисной ситуации, а может – тормозом для прогресса. Так же, как и делегирование полномочий в одном случае оказывается хорошей идеей, а в другом – приводит к путанице и конфликтам внутри коллектива.