Как китайский автопром завоевывает мировой рынок электромобилей и вытесняет Tesla
В мире продолжается гонка за лидерством на рынке электромобилей. Самым заметным ее участником все еще остается Tesla, хотя сейчас в нее вступили автогиганты уровня Ford и BMW. Еще одна угроза для компании Маска надвигается с Востока — Китай планирует «озеленить» автомобильный парк на 100% уже к 2035 году. В КНР каждый год появляются конкуренты Tesla, которые заявляют о планах выхода на международный рынок. Их появление на рынке, как правило, привлекает повышенное внимание инвесторов. Насколько сильны позиции китайских компаний и действительно ли они представляют угрозу для Ford или Tesla?
Борьба за экологичных и бережливых
Электромобили, считающиеся более экологичным видом транспорта по сравнению с автомобилями с двигателями внутреннего сгорания, сейчас набирают популярность в мире. Большинство стран взяли на себя обязательства достичь углеродной нейтральности к 2050-2060 году, а переход на электрокары — один из способов сократить выбросы. С 2016 по 2020-й количество электрических автомобилей на дорогах мира выросло более чем в 10 раз и дошло до 10,2 млн. В 2021 году этот показатель составлял уже 12 млн.
Сейчас доля электромобилей в общих продажах составляет лишь 2,7%, но, по данным Electric Vehicle Outlook 2020, к 2040 году 58% всех проданных машин будут электрическими. Кто же будет обеспечивать такой стремительный рост? Самый известный игрок на этом рынке — Tesla, которая продает в среднем 370 000 автомобилей в год, или 42 машины в час. В III квартале 2021 года продажи Tesla выросли на 70% — при том, что мировое производство автомобилей упало на 20%. Рыночная капитализация Tesla взлетела до $1 трлн в конце октября на фоне сообщения о том, что старейшая компания по аренде автомобилей Hertz приобретет у нее 100 000 машин. Сделка (если случится) станет крупнейшей в истории рынка электромобилей и принесет Tesla $4,2 млрд. По данным NASDAQ, в ноябре этого года капитализация компании составила $1,14 трлн. Для сравнения, капитализация Meta (признана экстремистской организацией на территории РФ) в данный момент — $940 млрд.
Такие успехи объясняются не только маркетинговыми талантами и харизмой основателя компании. Руководство Tesla верно просчитало стратегию действий во время пандемии и кризиса полупроводников, случившегося из-за закрытия фабрик на карантин в 2020 году. Компания работает с производителями чипов на Тайване, в Южной Корее и США по предоплате, чтобы обезопасить себя от недостатка необходимых материалов.
Во-вторых, компания постоянно повышает уровень технологической оснащенности своих автомобилей для комфорта водителей. Так, искусственный интеллект, который зашит в операционную систему Tesla, обучается на самой крупной базе данных среди автомобильных компаний, пишет издание CleanTechnica. Каждая из 1 млн машин, которые ездят по дорогам по всему миру, отправляет обратно в компанию видеозаписи со своих камер, чтобы на их основе нейросеть училась распознавать опасности.
Однако у роста продаж Tesla есть и сдерживающие факторы. Компания в первую очередь нацелена на премиум-сегмент электромобилей. За относительно бюджетную Tesla Model 3 придется отдать $48 000 (3,5 млн рублей). На этом фоне у китайских производителей, которые могут предложить более низкие цены, появляется существенное конкурентное преимущество перед Tesla. Например, фирма BYD (Beyond your dreams) предлагает модель BYD e2, которая стоит в два раза дешевле ($20 000), а заряда батареи хватает на 118 км. Для сравнения, значительно более дорогая Tesla Model 3 проходит лишь в 1,4 раза большую дистанцию — 167 км. При этом Китай является самым большим в мире рынком электромобилей и продолжает расти.
В 2020 году продажи электромобилей в мире выросли на 43%, при этом 41% продаж EV за год пришелся на Китай — он всего на 1% отстал от Европы. Всего в Китае в 2020 году было продано 1,3 млн электромобилей. Хотя в 2020 году в Европе впервые с 2015 года было продано больше электромобилей, чем в Китае, Китай все еще остается самым крупным рынком среди стран.
По оценке UBS, к 2030 году три из пяти новых автомобилей на китайских дорогах будут электрокарами. По данным Bloomberg, в ноябре продажи электромобилей в Китае выросли на 18%, при этом общие продажи автомобилей за год упали на 13%.
Самая продающаяся модель в Китае при этом вовсе не Tesla, а автомобиль Hongguang Mini EV, который производит SAIC-GM-Wuling Automobile — совместное предприятие китайских компаний SAIC Motor и Wuling Motors и американской General Motors. Производитель позиционирует компанию как «народный автомобиль для повседневного использования», его стартовая цена — 28 800 юаней (около $4485). Полного заряда хватает на 120 км, и в январе 2021-го это был самый продаваемый автомобиль в мире. Причем, как пишет Bloomberg, автомобиль пользуется особенной популярностью у молодежи и женщин.