Страсти по обжарке: как кофейня из Петербурга пережила пандемию и помогла пенсионерам
Семь лет назад Вера Жукова ушла из IT и открыла свою первую кофейню, хотя к гастробизнесу до этого не имела никакого отношения. С тех пор заведения Pitcher неоднократно попадали в рейтинги лучших в Европе, а сама Вера стала героиней шорт-листа премии Forbes Woman Mercury Awards
В 2017 году Pitcher появился на карте лучших европейских specialty-кофеен European Coffee Trip, а в 2019-м британское издание для путешественников Big Seven Travel включило Pitcher в свой список 50 лучших кофеен Восточной Европы. Также кофейни сети ежегодно попадают в рейтинг 10% лучших заведений в своей отрасли «Яндекса». Основательница Pitcher Вера Жукова в 2021 году вошла в шорт-лист премии Forbes Woman Mercury Awards: во время локдауна она не только смогла оперативно переориентировать свои заведения на обжарку и доставку зерна, но и организовала продуктовый сбор для пенсионеров.
Полтора года за стойкой
Первую кофейню Pitcher Вера Жукова открыла вместе с мужем Андреем в 2014 году. До этого она работала руководителем IT-департамента в телекоммуникационной компании — занималась развитием веб-проектов и была очень далека от общепита. Но постоянно думала об открытии бизнеса и решила попробовать, когда получила в наследство 1,5 млн рублей.
Жукова выбрала формат кофейни потому, что всю жизнь любила кофе, а в Санкт-Петербурге на тот момент, по ее мнению, было мало хороших мест, куда хотелось бы прийти одной или пригласить друзей. Она вдохновлялась форматом эспрессо-баров в Италии: «Мне не нравился их продукт, но зацепила атмосфера — когда самые разные люди приходят за чашечкой кофе с утра, общаются с бариста. Хотелось сделать место, куда сможет прийти каждый».
Первое заведение запускали примерно три месяца: утвердили дизайн, нашли помещение, и 18 декабря 2014 года кофейня открылась. В это время в России начинался экономический кризис, и Жуковой казалось, что это самое неудачное время для открытия — деньги таяли с каждым днем. В итоге в запуск пошли все полученные в наследство деньги, но дополнительных вложений удалось избежать.
Перед запуском основатели Pitcher наняли тренера, трехкратного победителя чемпионата бариста среди кофеен Северо-Запада России, чтобы он научил Жукову варить кофе. «Я решила, что, только поработав бариста, смогу понимать бизнес, клиентов и их потребности. Сама варила кофе полтора года. Чувствовался невероятный контраст по сравнению с прошлой работой с миллионными бюджетами, известным брендом и большой командой», — делится она.
Уже после открытия предприниматели поняли, что их представление об эспрессо как о драйвере заведения было ошибочным — в реальности он оказался одним из самых непопулярных напитков. По словам Жуковой, первое время приходилось часто перестраивать работу заведения. Помогло то, что оно было небольшим, и можно было, например, быстро поменять меню.
Муж Жуковой Андрей помогал в кофейне и параллельно работал руководителем отдела продаж в «Ростелекоме». Уйти с этой должности он смог в апреле, когда кофейня начала приносить доход. Тогда же появилась возможность нанять второго человека на должность бариста.
«Первая кофейня была успешной, и мы захотели развиваться, открыть заведение в центре с посадочными местами, готовить напитки не только в кофемашине, но и ручными способами заваривания», — рассказывает Жукова. На вторую кофейню предприниматели заняли 2 млн рублей у друзей и открыли ее через девять месяцев после первой. Долг они смогли вернуть через полтора года, в 2017 году.
Фото со стаканчиком
Долгое время Жукова не только сама варила кофе, но и лично занималась доработкой дизайна интерьера, маркетингом и ведением социальных сетей, поиском поставщиков. Вначале вести с ними переговоры было трудно — мало кто хотел работать с тогда еще малоизвестной кофейней.
В первые месяцы работы у кофейни было около 50 посетителей в день. Сначала основатели рекламировали заведение с помощью промоутера, который раздавал флаеры на бесплатный кофе. По словам Жуковой, это была не лучшая идея, потому что многие приходили и говорили: «Кофе я не люблю, но вы что-нибудь налейте». Эффективнее оказалось продвигаться через сарафанное радио: «Около кофейни находился лицей, и двоим ученикам так понравились наши напитки, что они забрали флаеры у промоутера и начали честно раздавать их, а не вручать по стопке».
Еще до открытия первой кофейни Вера и Андрей показывали в Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) процесс подготовки к запуску. Когда кофейня заработала, посетителям предлагали фотографироваться с фирменными стаканчиками Pitcher и выкладывать фото в соцсети — за это полагался бесплатный кофе, а фото распечатывали и вешали в кофейне. По словам предпринимательницы, в 2015 году, когда Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) только набирал обороты в России, всем нравилась эта идея: люди даже возили стаканчики в путешествия, чтобы фотографироваться с ними в других странах. В итоге стаканчики Pitcher побывали на всех континентах, кроме Антарктиды. Жукова отмечает, что ставка на Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) очень помогла привлечь новых посетителей. Она вспоминает, что в то время блогеры приезжали в разные заведения и советовали их аудитории бесплатно. Супруги не использовали платные методы продвижения и не покупали рекламу — бюджета на это у них не было.