«Брачная история» со Скарлетт Йоханссон и Адамом Драйвером — фильм о разводе, где за соревнованием скрывается любовь и общая боль
В разгаре Венецианский кинофестиваль. Корреспондент Esquire Егор Москвитин посмотрел “Брачную историю” Ноа Баумбака и рассказывает, почему этот фильм выглядит как уверенная победа в Венеции в 2019 году, где воцарились талантливо сделанные и сыгранные семейные драмы.
Фестиваль в Венеции только начинается, но уже сложно представить, что на нем покажут что-то столь же убийственное, как “Брачная история” Ноа Баумбака. Год назад так было с “Ромой” Альфонсо Куарона: выходя с нее, люди чувствовали, что пережили столкновение с чем-то великим, и проверяли, остались ли на месте их головы и сердца. Смущает лишь то, что “Брачную историю” показали всего лишь на второй день фестиваля — после открывшей его “Истины” Хирокадзу Корээды и “К звездам” Джеймса Грея. Не может же Венеция достать все козыри из рукава в начале игры?
Зато эта троица фильмов — и последовавшая за ней “Эма” чилийца Пабло Ларраина — убедительно обозначила один из главных сквозных сюжетов фестиваля. Он, только не смейтесь, совпадает с лейтмотивом последнего “Кинотавра” — это горизонтальные и вертикальные войны внутри семей. В “Истине” Жюльет Бинош и Катрин Денев разыгрывают конфликт дочери и матери — травмированной на всю жизнь сценаристки и деспотичной и эгоцентричной кинодивы. В “К звездам” ту же драму переживают мужчины — готовый принести себя в жертву сын-астронавт с земли (Брэд Питт) и его глухой к мольбам отец-астронавт из космоса (Томми Ли Джонс). А в невероятно сексуальной и раскованной, словно бы спродюсированной Гаспаром Ноэ латиноамериканской драме “Эма” молодые мать и отец (Мариана ди Джилорамо и Гаэль Гарсиа Берналь) решаются на без пяти минут криминальную аферу, чтобы вернуть своего ребенка, опекунами которого стала другая семья. Скрепляет эти сюжеты “Брачная история” Ноа Бамбука — драма о разводе двух разумных людей, инстинкты которых обостряются из-за борьбы за маленького сына.
“Брачная история” — драма тоже кровожадная, но до поры до времени это незаметно — все-таки, перед нами фильм Баумбака, лучшего друга Уэса Андерсона, автора нежных и инфантильных фотокаруселей из жизни хипстеров и кидалтов. Все его фильмы — “Марго на свадьбе”, “Гринберг”, “Пока мы молоды” — были о глубоких ранах и открытых переломах, но заботливый режиссер каждый раз закрывал их или веселым цветным лейкопластырем, или гипсом со смешными рисунками. Не заживут — так хоть на глаза попадаться не будут. Но уже его последний фильм — “История семьи Майровиц”, который два года назад приплыл в Канны под флагом Netflix (тот тогда еще не считался пиратским) — был семейным портретом мрачных тонов. “Брачная история” получилась и вовсе душераздирающей и трагичной. И явно могла бы оказаться в тех же Каннах, не поссорься фестиваль со стриминг-гигантом.
События картины начинаются в кабинете семейного психотерапевта, но зритель об этом еще не знает — и вместо этого слушает, как герои Скарлетт Йоханссон и Адама Драйвера читают трогательные письма. В них по просьбе врача они должны были описать, за что друг друга так долго любили и все еще любят. Причин набирается много. Николь — мать, которая обожает играть с сыном в “Монополию”; некогда многообещающая старлетка из Голливуда, которая пожертвовала карьерой в Лос-Анджелесе, чтобы стать актрисой в нью-йоркском театре своего мужа; добрая, щедрая, смешная, красивая девушка; абсолютная звезда, готовая играть на втором плане. Чарли — заботливый отец и лохматый медведь, сам легко превращающийся в ребенка; и в то же время — абсолютно уверенный в себе режиссер, который всегда знает, чего хочет, умеет убедить следовать за собой других и создает атмосферу семьи везде,