Врачи не выгорают, они страдают от моральной травмы
В Нижнем Тагиле в двух больницах массово уволились врачи — более 14 ведущих специалистов ушли с работы. Все они жалуются на ужасное состояние инфраструктуры, мизерные зарплаты, отсутствие грамотного менеджмента, высокую нагрузку (более 60 часов в рабочую неделю) и, что гораздо важнее, говорят о профессиональном выгорании. На эту проблему обращают внимание во всем мире. Заметка пластического хирурга из Brigham and Women’s Hospital Саймона Дж. Талбота и начальника медицинской службы в Henry M. Jackson Foundation for the Advancement of Military Medicine Уэнди Дин в Stat широко обсуждалась в Америке и Европе. С разрешения Stat мы публикуем перевод статьи с комментарием врача-педиатра Федора Катасонова
Врачи не выгорают, они страдают от моральной травмы
Саймон Дж. Талбот и Уэнди Дин
Врачей на передовой здравоохранения сегодня сравнивают с идущими в бой солдатами. Это хорошая метафора. Врачи, как и солдаты, часто сталкиваются с серьезной и нераспознанной угрозой их благополучию — моральной травмой.
Моральную травму часто неверно характеризуют. У ветеранов боевых действий ее диагностируют как посттравматическое стрессовое расстройство, а у врачей ее принимают за выгорание. Но без понимания ключевой разницы между выгоранием и моральной травмой раны никогда не исцелить, и врачи и пациенты будут и дальше страдать от последствий.
Выгорание — это сочетание симптомов, к которым относятся истощение, цинизм и пониженная продуктивность. Более половины врачей находят у себя хотя бы один из них. Но суть выгорания плохо соотносится с врачами: она предполагает утрату ресурса и устойчивости, качеств, которые большинство врачей хорошо отточили за десятилетия интенсивного обучения и изматывающей работы. Даже в клинике Майо, которая отслеживала, исследовала и предпринимала меры против выгорания более десяти лет, треть врачей находят у себя его симптомы.
Термин «моральная травма» впервые был применен для описания состояния солдат, возникающего в ответ на их действия во время войны
Мы верим, что выгорание само по себе является симптомом чего-то большего — нашей сломанной системы здравоохранения. Все более усложняющаяся сеть глубоко противоречивых обязательств врача — перед пациентами, перед собой и перед работодателями — и сопровождающая их моральная травма ведут экосистему здравоохранения к критической точке и вызывают крах сопротивляемости.
Термин «моральная травма» впервые был применен для описания состояния солдат, возникающего в ответ на их действия во время войны. Он означает «совершение, неспособность предотвратить, наблюдение или узнавание о действиях, которые нарушают глубоко укорененные моральные убеждения и ожидания». Журналистка Дайен Сильвер описывает его как «глубокую душевную травму, которая пронизывает личность человека, его чувство морали и отношение к обществу».
Моральная травма в здравоохранении — это не угроза убийства другого человека в условиях войны. Это неспособность обеспечить наилучшую помощь и исцеление в условиях здравоохранения.
Большинство врачей идут в медицину по зову сердца, а не из карьерных соображений. Они идут в профессию, желая помогать людям. Многие подходят к этому с почти религиозным рвением, перенося нехватку сна, потерянные годы молодости, огромную цену упущенных возможностей, напряженные отношения в семье, финансовую нестабильность, невнимание к собственному здоровью и множество других трудностей. Каждое препятствие дает урок выносливости во имя цели, которая, начиная с третьего года в мединституте, призвана обеспечить наилучшую помощь пациентам. Неспособность постоянно отвечать на нужды пациентов сильно влияет на благополучие врача — это суть последующей моральной травмы.
Постоянная угроза судебного преследования заставляет врачей чрезмерно обследовать и чрезмерно реагировать на результаты обследования, иногда нанося вред пациентам, чтобы избежать исков
В условиях все более бизнес-ориентированного и направленного на получение прибыли здравоохранения при принятии медицинских решений врачи должны держать в голове множество факторов, не связанных с наибольшей пользой для их пациентов. Финансовые соображения — больниц, систем медицинского обслуживания, страховых компаний, пациентов, а иногда и самого врача — приводят к конфликту интересов. Электронные истории болезни, которые отвлекают от общения с пациентом и фрагментируют его, но которые чрезвычайно эффективны для отслеживания продуктивности и других бизнес-метрик, перегружают врачей задачами, не имеющими отношения к высококачественному личному взаимодействию. Постоянная угроза судебного преследования заставляет врачей чрезмерно обследовать, чрезмерно интерпретировать и чрезмерно реагировать на результаты обследования, иногда активно нанося вред пациентам, чтобы избежать исков.