Большой Санитарный брат следит за тобой. Как люди поступаются своими правами в обмен на здоровье
Пандемия коронавируса за последний месяц изменила весь мир, кардинальным образом поменяв распорядок жизни уже сотен миллионов людей. На склад долгого хранения (никто не может дать прогноз, сколько это все продлится) отправлены также многие представления о правах, свободах и возможностях людей в условиях, по сути, введенного уже во многих странах военного положения. И, судя по всему, многие «чрезвычайные» меры даже после того, как пандемия пройдет, останутся с нами навсегда
На днях мэр Москвы Сергей Собянин призвал пожилых москвичей старше 65 лет, а также страдающих хроническими заболеваниями, делающими их уязвимыми в пору эпидемии, перейти в режим самоизоляции с 26 марта по 14 апреля, обещав по 4000 рублей: 2 тысячи сразу, а 2 потом, в случае соблюдения карантина. Сразу вопрос: а как городские власти будут следить за тем, соблюдают ли бабушка или дедушка, а также астматики и диабетики карантин? И откуда правительство Москвы узнает ваш диагноз? Впрочем, последний вопрос риторический. От поликлиники. А вот не риторический такой: как быть с защитой персональных данных, как будут чиновники делиться ими с теми, кто будет следить за режимом карантина?
С чисто практической точки зрения в эпоху большой беды (войны, эпидемии, стихийного бедствия) вопросы насчет прав человека во многом становятся смешными. Как известно, люди вполне охотно жертвуют личными свободами в обмен на безопасность. В обмен на здоровье — тем более. Однако, когда они поправятся и оправятся от шока и стресса, могут начать задавать неудобные вопросы: а сколь правомерными, с чисто юридической точки зрения, были действия властей?
Для самих властей, с другой стороны, встает вопрос легитимности их действий в чрезвычайной ситуации. За которые потом могут спросить власти вышестоящие, особенно если пойдет «внутривидовая борьба» в правящем классе. Скажем, у мэра Москвы, как представляется, нет в полном объеме всех полномочий и возможностей, чтобы обеспечить жесткое выполнение карантинных указаний. И сразу после его вышеупомянутого распоряжения довелось видеть в соцсетях издевательские посты бодрых «старичков»: мол, а что он мне сделает — запишет предупреждение в пенсионное удостоверение? Так же многие туристы, возвратившись из «вирусотоксичных стран», откровенно бравировали тем, что игнорируют предписания оставаться на самоизоляции. Своего рода «апофеозом» безнаказанности и гражданской безответственности на сегодня можно считать, пожалуй, поступок главного врача-инфекциониста Ставропольского края Ирины Санниковой, которая не только скрыла поездку в «заразную» Испанию, но и, подхватив коронавирус, отправила на карантин (правда, с большим опозданием) с десяток чиновников и студентов, которым читала лекции. Странно при этом, что никакой «сигнал» насчет нее после пересечения границы по возвращении из Испании, судя по всему, никуда не последовал. Из чего можно сделать вывод, что не такое уж «тоталитарное» наше государство, как может показаться, когда начитаешься законов из «пакета Яровой».
На самом деле юридические возможности покарать карантинных саботажников есть. Департамент здравоохранения Москвы пригрозил, что нарушение режима самоизоляции может повлечь даже уголовную ответственность, вплоть до лишения свободы на срок до пяти лет. А соблюдение карантинного режима отслеживается с помощью видеонаблюдения. Однако наш человек, если уж ему приспичит, уверен, что сможет обойти любое видеонаблюдение. К тому же «пятерочка» — это если нарушение карантина привело к смерти человека, а так — «всего лишь» штрафы либо обязательные работы. К тому же на людей, проживающих рядом с «самоизолированными», по сути, никаких ограничений не налагается. Что выхолащивает всю идею.