Бесконечное прощание. «Три сестры» Сергея Женовача
Cразу девять сестер Прозоровых в этом сезоне страдают и стремятся в Москву на столичной сцене: в МХТ им. Чехова, в студии Виктора Рыжакова «Июльансамбль» и в Студии театрального искусства Сергея Женовача

В «Трех сестрах» Сергея Женовача весь длинный первый акт (а он включает целых три действия чеховской пьесы) происходит на авансцене среди белых березовых стволов. Прозоровский дом, кроны деревьев, именинное застолье и пожар — все это где-то там, за сценой, там же идут строевые учения и звучат звуки марша, жесткого, отрывистого, в такт чеканному солдатскому шагу. Мы же видим сквозь березы только груду чемоданов и саквояжей: вот они, стоят наготове, ведь если не весной, то в июне уж точно в Москву. Не здесь же жить в самом деле. Жизнь — она где-то там, далеко, где все имеет смысл и чувства похожи на нежные цветы. А здесь того и гляди сам превратишься в грубое шершавое животное, и климат ужасный, и вокруг ни одного художника или философа, которому хотелось бы подражать. С этими мыслями сквозь березовый частокол выбегают на свет божий все: и нарядная именинница Ирина, и грубая красавица Маша, и откровенный хам Соленый, и похожий поначалу на опереточного персонажа, не умолкающий ни на минуту Вершинин… Все они, обращаясь непосредственно к зрителям, будут говорить, говорить, и только прозрачные стволы берез солнце бережно окрасит сначала в рассветные, а потом в сумеречные цвета… Художники Александр Боровский и Дамир Исмагилов — это всегда тайна, красота на сцене, и они одни отвечают в этом спектакле за нежность и трепетность жизни. Вернее, отвечают за это придуманные ими живые деревья без листьев.


Как избежать при этом жанра «театр у микрофона», как не выглядеть безнадежно старомодным? Женовач доказывает, что для этого необязательно все на сцене переворачивать с ног на голову и пускаться в гендерные и прочие затеи. Достаточно, как ни странно кому-то покажется, одухотворенной режиссуры и осмысленной актерской игры. Все исполнители в спектакле (кроме Сергея Качанова — трагического Чебутыкина) откровенно молоды, и они неизбежно привносят в канонический текст интонации и манеры своих сверстников. Это уже четвертый выпуск Женовача, и исключительно удачный, на мой взгляд. В них есть и стиль, и ансамбль, но нет, по счастью, того театрального чистописания отличников, которое даже под руководством хороших учителей делает спектакли неживыми и скучными.