Правильно ли противопоставлять природу и культуру

N+1Наука

«Кто придумал землю? Путеводитель по геофилософии от Делёза и Деррида до Агамбена и Латура»

Правильно ли противопоставлять природу и культуру

Издательский проект «Лёд», интеллектуальный издательский проект, жанровый импринт издательства АСТ

ae3fa5a8ebc24c5b706ae1e929650339.png

Земля — как с прописной, так и со строчной з — будь то ландшафт, пространство, стихия, литосфера, недра или планета целиком может быть как предметом исследования ученого-естественника, так и центром философских концепций. Эти концепции описывают, например, отношение человека с пространством, реакцию на природные катаклизмы или желание проводить территориальные границы. Как отдельную область Жиль Делёз и Феликс Гваттари определили геофилософию только в 1991 году, но философские исследования земли начались, конечно, задолго до этого. Исследователь философии Максимилиан Неаполитанский в книге «Кто придумал землю. Путеводитель по геофилософии от Делёза и Деррида до Агамбена и Латура» (издательство «АСТ») рассказывает об истории этих исследований и основных их идеях. Предлагаем вам ознакомиться с отрывком, посвященным темной экологии и гиперобъектами Тимоти Мортона.

Тимоти Мортон и темная экология без природы

Свой академический путь Мортон начал с исследований литературы романтизма, в частности, британского поэта-романтика Перси Шелли1. Говоря о романтизме, Мортон часто обращался к идеям экологической критики и современной философии. Его интерес на пересечении экологии и философии нашел свое выражение в программной книге «Экология без природы», опубликованной издательством Гарвардского университета в 2007 году. Мортон продолжил развивать идеи темной экологии и в других своих текстах. Так, на русский язык, например, переведены его работы «Гиперобъекты» и «Стать экологичным».

1См.: Morton T. Shelley and the Revolution in Taste: The Body and the Natural World. Cambridge: Cambridge University Press, 1994.

В контексте разговора о геофилософии нас будет интересовать как раз его концепция гиперобъектов, которая фиксирует изменение в восприятии Земли, природы и даже космоса. Одноименная книга имеет дополнительное название: «Философия и экология после конца мира». После конца мира — почти что после конца природы и конца Земли.

Мортон объясняет суть концепта гиперобъектов (точнее, того, где находятся корни этой идеи, откуда она произрастает, если оглядываться на авторов прошлого) в самом начале книги:

. . .гиперобъекты продолжают то, что Зигмунд Фрейд рассматривал как великое унижение человека, начавшееся с Коперника и Дарвина2. Жак Деррида справедливо добавляет в список унижающих человека и самого Фрейда, тот вытесняет человека из самого центра психической активности. В этот список можно внести и Маркса, у которого общественная жизнь человека замещается экономической организацией. Но мы можем добавить в список и Хайдеггера, и самого Деррида, так как они оба вытесняют человека из центра создания смыслов близкими, но тонко различающимися способами. Мы могли бы продолжить список, внеся в него Ницше и его наследие, которое сегодня проходит через Делёза и Гваттари к Брассье: «Кто дал нам губку, чтобы стереть краску со всего горизонта?» (Ницше). И в несколько ином ключе, мы можем добавить, что ООО [объектно-ориентированная онтология] радикально вытесняет человека, настаивая на том, что мое бытие не так значительно, как хотелось, и, скорее, что бытие бумажного стаканчика так же существенно, как мое

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении