BadComedian — о деньгах, лжи в кино и самоизоляции
Опытный эксперт по самоизоляции Евгений Баженов, известный как блогер BadComedian, редко дает интервью и почти не выходит из дома. В прошлом году его имя звучало едва ли не чаще, чем слово «обнуление» в марте 2020-го. Мы поговорили с ним.
В 2019 году на Евгения Баженова «рухнул» иск на 1 млн руб. от кинокомпании Kinodanz за обзор фильма «За гранью реальности». В Kinodanz заявили о нарушении авторских прав: мол, блогер превысил допустимый лимит цитирования видеоматериала. Общественность встрепенулась — Баженову пытаются заткнуть рот. За BadComedian вступились люди с большим медийным весом: от Сергея Минаева и Ксении Собчак до Александра Роднянского и Федора Бондарчука, чье «Притяжение» Баженов не то чтобы хвалил. Иск отозвали.
В октябре 2019-го — второй удар: BadComedian отменил премию «Михалоскар» — шуточный «анти-Оскар» за самые сомнительные достижения отечественного кинопрома, который должен был состояться в минувшем феврале. У Баженова возникли финансовые претензии к организаторам, компании OutCon.
Главный редактор «РБК Стиль» Евгений Тихонович встретился с Евгением Баженовым, обычно сторонящимся внимания прессы, когда скандалы были уже позади, а на его канале вышел первый в этом году обзор — на «Терминатор: Темные судьбы», не понятый некоторыми поклонниками из-за притянутых за уши, по их мнению, претензий.
— Я с довольно большим удивлением для себя обнаружил, что вашему каналу уже девять лет, в 2011 году вы его запустили. Не надоело?
— Нет, потому что материал все время меняется, кинематограф меняется, мы меняемся — поэтому вообще не надоедает. Наоборот, с еще большим усердием и злобой подхожу ко всему этому.
— В то время как многие ютьюберы старой волны вышли в тираж и появились новые, вы по-прежнему очень популярный персонаж. Наверное, один из двух-трех ключевых героев сегодняшнего YouTube. Я хочу про вашу популярность поговорить немного, про ваше к ней отношение. Как вы ее ощущаете?
— Ну я ощущал ее, когда ездил в стендап-туры. Видел людей и понимал, что это огромная аудитория. Не цифры на YouTube, а реальные люди, огромная толпа, которая знает тебя и пришла посмотреть только на тебя. В целом я, наверное, больше никак не сталкиваюсь [с популярностью], потому что и на улицу-то не выхожу. А если выхожу, то да, бывают некоторые сложности: в кино сходить, еще что-то сделать. Люди действительно узнают. Но в остальном я никак больше не сталкиваюсь с этим.
— То есть вы правда на улицу практически не выходите?
— Нет, я выхожу, естественно, выезжаю, обычно куда-то утром, но по большому счету да, у меня нет какой-то там социальной жизни, скажем так.
— Это потому, что вы интроверт, или просто такие условия сделки с дьяволом?
— Да нет, я просто сижу, работаю. Но на премьеры или еще куда-то там погулять — это…
— … неинтересно?
— Это и тяжело, и в целом я могу поработать, почитать. Зачем гулять? То есть если развеяться хочется, дойду до леса и погуляю с собакой.
— Вы же маркетолог по образованию, насколько я знаю?
— Да.
— Тогда сейчас будет вопрос маркетологу. Очень модно сегодня говорить про идею личного бренда. Вот есть люди-бренды, которые создали сами себя: они сами себе компания. Вы таким брендом себя ощущаете?
— Я не ощущаю себя брендом, но по факту им являюсь. Потому что все-таки логотип, имя, еще что-то — все это отражается в новостных лентах, везде это отражается, хочешь не хочешь. Поэтому, да, видимо, оно (имя. — «РБК Стиль») — бренд.
— Вы же очень влиятельный человек. Как ни крути, влияете и на киноиндустрию, и на свою аудиторию. Трудно с этим спорить...
— Ну я делаю обзоры уже после премьер…
— Тем не менее мы знаем примеры того, как реагируют на ваши видео индустрия и зрители. Мой вопрос вот в чем: вам вообще нравится оказывать влияние на людей, ощущать нечто вроде власти?
— Естественно, я стараюсь направлять аудиторию, точнее, даже не направлять, а показывать ситуации, когда происходит что-то из ряда вон: вот смотрите, эти люди такие вот сволочи. В остальном в киносфере, наверное, хочется влиять тогда, когда появляется какая-то несправедливость, как было с «Движением вверх». Когда сыну Кондрашина (советского баскетбольного тренера Владимира Кондрашина, ставшего в картине прототипом образа Владимира Гаранжина. — «РБК Стиль») и женам некоторых баскетболистов не дали слова, на них наплевали. Тут, безусловно, хочется обратить внимание аудитории. Но не сказать: «Давайте травить все!» Нет, хочется сказать: «Ребята, посмотрите, вот такая несправедливость, надо обращать на подобное внимание, потому что обидно за происходящее». А в целом использовать власть — затравить или еще что-то — не дай бог. И не хотелось бы, чтобы это получалось. Безусловно, есть часть аудитории, которая, возможно, загорается от каких-то событий — идет искать справедливость, избивать кого-то. Я надеюсь, что такого не будет. А в остальном обращать внимание на ситуации, на проблемы, конечно, нужно.
— Еще про аудиторию. Она у вас невероятно преданная. И кажется, что секрет ее преданности в том, что вы абсолютный бессребреник и не продаете рекламу у себя на канале...
— Ну технически у меня в ссылках есть упоминания Sony, потому что они мне дают камеру. Хотя я даже их камеру в обзоре до сих пор не показал — я на нее все снимаю. Но упомянул, прорекламировал. Так что технически есть реклама. Я никогда не говорил, что я против всей [рекламы]… Я против плохой рекламы.
— То есть: а) вы не за бабло и б) вы такой немножко Навальный от кино, воинствующий борец с несправедливостью?
— Я бы не сказал, что такая борьба к чему-то приводит, и поэтому нельзя назвать это борьбой. Здесь нет цели победить — здесь победить нельзя. Хотелось бы верить, что борьба приводит к чему-то, а у меня не приведет, потому что у ребят бизнес, они зарабатывают. Давайте просто покажем на них пальцем и скажем: вот как они делают. И только.
— По поводу денег. Вы по-прежнему не хотите зарабатывать? Могли бы быть рублевым миллионером как минимум.
— У меня донаты есть, и люди очень хорошо донатят. Еще на канале у меня есть монетизация. Поэтому все хорошо. И наглеть — вставлять еще рекламу? Ну что я с этими деньгами делать буду?
— Но вы зарабатываете же совсем не те деньги, что ваши коллеги уровня, скажем, Юрия Дудя...
— Да, но я опять же не понимаю... Ну вот есть такое количество денег... Не знаю, Дудю донатят ли…
— Ну мы все понимаем, на чем зарабатывают такие блогеры, как Дудь.