Зачем смотреть фильм «Эмма» прямо сейчас
В российских онлайн-кинотеатрах появился изящный, легкий, чуткий и озорной фильм «Эмма» по Джейн Остин. Но это не переосмысление классики, а попытка адекватно и ответственно перенести роман на экран. Как именно — рассказывает Егор Москвитин.
Эмма (глазастая актриса Аня Тейлор-Джой из «Ведьмы» и «Сплита») — молодая, обеспеченная, надменная и красивая (впрочем, перед нами история с неблагонадежным рассказчиком-нарциссом), англичанка, которая — дикость для XIX века — не стремится замуж, зато ловко соединяет сердца всех, кто имел несчастье оказаться рядом. Девушка живет с неуклюжим, но любящим ее отцом (Билл Найи в уморительном образе человека-суриката) и все время ругается с язвительным соседом Джорджем Найтли (музыкант Джонни Флинн), который старше ее на 15 лет и обожает нравоучения. Но истинных намерений мужчины Эмма не замечает — уж больно она увлечена налаживанием личной жизни своей новенькой гувернантки (Миа Гот из «Нимфоманки»). На заднем же плане этой великосветской комедии кипит пасторальная жизнь английских крестьян — и мелькают такие родные уже звезды из сериалов «Игра престолов», «Половое воспитание» и «Шерлок».
Казалось бы, налицо все слагаемые остроумной, но чинной британской экранизации национальной классики. Но режиссер фильма — американская дебютантка Отем де Уайлд, фотограф модных журналов и хроникер жизни рок-звезд. А сама атмосфера в киноиндустрии сегодня предполагает не адаптацию, а ревизию классики.
Вот Apple TV+ в сериале «Дикинсон» превращает в хулиганскую панк-балладу биографию американской поэтессы-затворницы Эмили Дикинсон. Вот Грета Гервиг, перемонтировав последовательность событий в «Маленьких женщинах», делает из классического романа воспитания девочек манифест ответственного и осознанного равенства полов — и в творчестве, и в любви, и в труде. Вот английский комик Армандо Ианнуччи показывает на фестивале в Торонто версию «Дэвида Копперфильда» с индусами, азиатами и африканцами в ролях белых героев — и эта странная чехарда сперва смешит, а затем заставляет раз и навсегда забыть о цвете кожи. Вот грек-провокатор Йоргос Лантимос в своей «Фаворитке», напротив, показывает, каким бывает женское коварство. В его фильме-дворце ведут игру на выживание сразу три леди Макбет — в исполнении Эммы Стоун, Оливии Колман и Рэйчел Вайс.