Язык Бога и ген духовности: какую роль играет мозг в религиозности — интервью с нейробиологом
Что нового ученые узнали о нашем мозге? Мы поговорили об этом с нейробиологом, автором книги «Мы — это наш мозг» Диком Сваабом.
Вы подробно рассказываете, как мозг формирует человека от первых проблесков сознания до его ухода в небытие. Но каково влияние окружающей среды на мозг в самые первые годы жизни? Что заложено генетически, а что подлежит «коррекции» и развитию?
Дик Свааб, нейробиолог: Человек появляется на свет с мозгом, который благодаря его генетическому оснащению и внутриутробному развитию является уникальным. В нем уже в значительной степени запечатлены характер, таланты и ограничения. Окружение ребенка, которое не просто обеспечивает его безопасность, но и ставит перед ним выполнимые задачи, стимулирует рост этого органа.
У детей, которым совершенно не уделяли внимания на ранней стадии развития, мозг уменьшен; они на всю жизнь сохраняют ограничения, среди прочего — в интеллекте, языке и тонкой моторике, они импульсивны и гиперактивны. Отсутствие развивающей среды, психологически комфортного контакта с близкими людьми прежде всего сказывается на уменьшении префронтальной коры головного мозга. С другой стороны, сироты, усыновленные в возрасте до двух лет, впоследствии могут достигать IQ 100, в то время как усыновленные в возрасте от двух до шести лет остаются на уровне IQ 80.
Активно стимулирующее, обогащающее окружение способствует восстановлению нарушений развития мозга
Дети, на ранней стадии отстававшие в развитии из-за недоедания или пренебрежения, могут показывать резкое улучшение, если их рано поместить в более стимулирующее окружение. У детей с синдромом Дауна также достигаются хорошие результаты при наличии интенсивного стимулирования благодаря окружению.
Умственное отставание не должно быть поводом для помещения детей в специальный приют или в другую мало стимулирующую обстановку. Совсем наоборот. Нужно уделять особое внимание cтимулирующему развитию. Это изменит всю их последующую жизнь.
Какую роль в развитии мозга играет освоение языка и развитие речи?
Овладение родным языком не только накладывает явственный отпечаток на развитие мозга, но и является решающим для многостороннего развития в детском возрасте. Фридрих II, император Германии, Италии, Бургундии и Сицилии, в 1211 году захотел узнать язык Бога и думал, что он обнаружится сам собой, если дети не будут слышать никакой человеческой речи.