Детская травма или избалованность? Как расцветают нарциссы
Кто они, дети-нарциссы? Те самые обворожительные провокаторы, заставляющие нас чувствовать внутреннее противоречие между обожанием и страхом, горечь от того, что нас не видят, и желание угодить им. Кто эти родители, чье обращение к ребенку влечет за собой последствия: невосприимчивость к чувствам других и тиранию?
«Не слушай мнение тех, кто тебе не ровня», «Зачем ты тратишь свое время на это», «Мне сейчас не до тебя», «Ты позоришь своего отца». Все мы так или иначе знакомы с подобными фразами. Зачастую их произносят самые значимые для нас люди. Эти фразы объединяет одно — они заглушают наш внутренний голос. Незаметно притупляют чувствительность к своим собственным потребностям, желаниям, ценностям.
Экзистенциальная школа психологии выделает три критерия для становления крепкого «Я»:
-
Уважительное внимание
-
Справедливая оценка
-
Признание ценности
Казалось бы, насколько эти условия скромны и немногочисленны. Но все-таки есть одно и, пожалуй, самое важное предписание: эти условия может создать ребенку человек с крепкой личностной структурой. Иными словами, крепкое «Я» взрослого способствует развитию крепкого «Я» ребенка.
Уважительное внимание
Это взгляд, направленный на переживания ребенка. Что тебя тревожит? Как ты относишься к этому? Нужна ли тебе помощь? Могу ли я побыть рядом с тобой?
Это, в первую очередь, бережное отношение к границам. Часто можно услышать от подростков: «Я хочу поставить замок на дверь, родители постоянно врываются в мою комнату без стука». С другой стороны, от родителей следует: «Мы твои родители и имеем право заходить к тебе в комнату тогда, когда сочтем нужным».
В такой модели ни взрослые, ни ребенок не учитывают друг друга. Один пытается спасти свое личное пространство от вторжений и отстоять право на интимность, а другие, подавляя свободу ребенка, создают все большую дистанцию от него. Но когда взрослые уважают границы, стучатся, прежде чем зайти, спрашивают разрешения, интересуются мнением, ребенок получает опыт принятия, учится уважительно относиться к себе и к окружающим. У него формируется здоровая картина себя. Когда взрослый общается с ребенком искренне, без сарказма и иронии — ребенок понимает, что он хороший. Формируется позитивное отношение к себе и своим близким.