Работать водителем с иностранными правами с 1 июня запретили

АвтоМирАвто

Право

Стоп, машина?

Работать водителем с иностранными правами с 1 июня запретили. Что теперь происходит с общественным транспортом?

Еще в первый день лета вступила в силу поправка в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», запретившая работать водителями иностранцам, не имеющим российских водительских удостоверений. Дословно норма закона звучит так: «Не допускается управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами».

Сегодня в крупных городах европейской части России более половины водителей, занятых в профессиональных перевозках, – гастарбайтеры. Уровень аварийности среди них выше, чем у россиян, причем наблюдается тенденция к его росту. Отчасти причина в том, что во многих странах ближнего зарубежья, граждане которого составляют основной контингент водителей, кумовство и коррупция превратили главный водительский документ в предмет открытой торговли. Главным образом, это касается государств, граничащих с южными рубежами нашей страны. Кстати, еще одна характерная особенность азиатского контингента – распространение наркомании, выявить которую, увы, не всегда удается.

В этой связи законодатель и решил предпринять меры, чтобы хотя бы каким-то образом обезопасить наши дороги. Теперь для получения российского водительского удостоверения взамен своего национального иностранцу придется продемонстрировать знание ПДД, а также навыки управления автомобилем – сдать теоретический и практический экзамены. Одновременно необходимо предъявить медицинскую справку, полученную в России. Это позволит не допустить на дороги людей с критически важными проблемами со здоровьем. Собственно, отличие от регламента, установленного для первичного получения водительского удостоверения россиянином, только одно – владельцу прав, полученных в другой стране, нет необходимости проходить обучение в автошколе.

Обмену подлежат только те иностранные права, которые соответствуют образцу, приведенному в Венской конвенции о дорожном движении, а точнее – в приложении 6 к ней. Если это условие не выполняется, то получить документ российского образца можно лишь на общих основаниях: пройти обучение в автошколе и сдать экзамены в ГИБДД. Замена производится в любом экзаменационном подразделении, но только в пределах того субъекта Российской Федерации, в котором иностранец зарегистрирован по месту пребывания или жительства. Иными словами, если у него есть временная регистрация в Московской области, то он может обратиться в ГИБДД Чехова, Люберец, Подольска или любого другого удобного для него подмосковного города, в котором есть экзаменационное отделение.

Если в иностранных правах открыты несколько категорий, то практический экзамен будет приниматься по высшей из них. То есть если документ позволяет управлять транспортными средствами категорий В, С и D, то экзамен примут на автобусе (категория D), а остальные категории проставят автоматически. Правда, необходимо, чтобы все эти категории были подтверждены и медицинской справкой. В противном случае в российском удостоверении откроют только те категории, которые разрешили медики. После получения российского документа иностранные права возвращают водителю. Если, предвидя масштаб стоящей перед ним проблемы, водитель решит не менять иностранные права и продолжить работать с ними, российской дорожной полицией и правосудием он будет приравнен к лицам, вообще не имеющим права управления. Для таковых статья 12.7 КоАП РФ предусматривает штраф в размере от 5 до 15 тысяч рублей. Что эта сумма значит для гастарбайтера, объяснять не надо.

В заключение еще раз подчеркнем, что речь идет только о профессиональных водителях, работающих в России. Тем же, кто везет груз или пассажиров из другой страны, в том числе проезжая территорию России транзитом, равно как и управляет здесь личным автомобилем для собственных нужд, достаточно своего национального водительского удостоверения, соответствующего требованиям Венской конвенции. Если документ международному стандарту не соответствует, выходом из ситуации будет предъявление прав вместе с их заверенным переводом на русский язык.

Лобби бессильно

Примечательно, что поправка в закон «О безопасности дорожного движения», запретившая водителям работать без российских прав, была принята еще 4 года назад, и с тех пор введение ее в действие переносилось дважды. Были попытки сделать это и в третий раз, но теперь лоббистам от крупных автоперевозчиков продавить очередную отсрочку не удалось. В КоАПе (статья 12.31.1) предусмотрена ответственность должностных лиц автопредприятий, выпустивших на линию шофера без российских прав. Штраф нешуточный – 50 тысяч рублей. Но даже не наказание вызывает праведный гнев бизнесменов от автоперевозок, а сама невозможность больше экономить на рабочей силе. Водитель-россиянин «стоит» работодателю в 2-3 раза дороже аналогичного по квалификации иностранца из ближнего зарубежья. Есть за что побороться. Однако многие крупные автопредприятия, понимая, что бесконечно откладывать нововведение не получится, пошли другим путем: заранее организовали получение своими сотрудниками-иностранцами российских прав, для чего дополнительно подготовили их и «за ручку» отвели в ГИБДД на переэкзаменовку.

Текст: Дмитрий Рощин
Фото: Зыков Кирилл/Агентство городских новостей «Москва»; Петр Ковалев/Интерпресс/ТАСС

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Новости недели Новости недели

Самые значимые новости из автомобильного мира на этой неделе

АвтоМир
«Страсть в стоге сена» «Страсть в стоге сена»

Как «Тихий Дон» ругала и хвалила советская, эмигрантская и западная критика

Weekend
Гидротрансформация Гидротрансформация

Как роботизированная КПП кроссовера Jetour T2 сочетает экономию и проходимость

Автопилот
Трофейный ресурс Трофейный ресурс

Что получил СССР в качестве компенсации от Германии по итогам войны

Эксперт
Игры разума Игры разума

Может ли черная дыра убить человека, пролетев сквозь тело?

Вокруг света
0,06 га счастья 0,06 га счастья

Когда в России появилось такое явление, как дача

КАНТРИ Русская азбука
Есть на что строить Есть на что строить

Зачем создавать отдельный механизм финансирования — инфраструктурные облигации?

Монокль
Александр Чулок: «Мы не стараемся угадать будущее, мы хотим его создать» Александр Чулок: «Мы не стараемся угадать будущее, мы хотим его создать»

Прогнозист Александр Чулок — о том, чем станет ИИ для общества в будущем

РБК
«Послы Ермака у Красного крыльца перед царём Иоанном Грозным» «Послы Ермака у Красного крыльца перед царём Иоанном Грозным»

Настоящее покорение земель Сибири началось в 1580-х годах

Дилетант
Правило рецидивиста Правило рецидивиста

Норма, именуемая сегодня «Правилом Миранды», существовала далеко не всегда

Дилетант
Маленькая Трота Маленькая Трота

Существовала ли героическая дама Тротула на самом деле?

Дилетант
Перспективы энергоскладов: как мы будем хранить электричество Перспективы энергоскладов: как мы будем хранить электричество

Какие надежные способы аккумулировать значительные объемы энергии существуют?

Монокль
Горят ли окна в министерстве обороны? Горят ли окна в министерстве обороны?

Чем так напугали Кремль «американские военные планы»?

Дилетант
Жизнь за стеной Жизнь за стеной

Фильм про страну, в которой тотальный контроль стал религией

Дилетант
Не женское дело? Не женское дело?

Еще 20–30 лет назад женщина-режиссёр воспринималась как нечто исключительное

Дилетант
Нефтяная кубышка: за и против Нефтяная кубышка: за и против

Нужен ли России стратегический запас нефти?

Монокль
«Почему вы хотите завоевать весь мир?» «Почему вы хотите завоевать весь мир?»

Страх ядерной войны между США и СССР был настолько высок, что передался детям

Дилетант
Борьба с прогулами Борьба с прогулами

Антикоррупционные инициативы Андропова советские граждане встретили на «ура»

Дилетант
Хакеры пошли на завод Хакеры пошли на завод

Хакеры продолжают атаки на промышленные предприятия, их цель — шпионаж

Ведомости
«В России гость за 150 рублей ждет вкус, как в Мельбурне, и сервис, как в Токио. И получает это» «В России гость за 150 рублей ждет вкус, как в Мельбурне, и сервис, как в Токио. И получает это»

Легко ли миллениалу делать кофейный бизнес в России

Монокль
Советский Дэн Сяопин? Советский Дэн Сяопин?

Именно Андропов смог нарисовать траекторию экономических реформ. Так ли это?

Дилетант
Кризис нэпа Кризис нэпа

100 лет тому назад страна жила в атмосфере «правого коммунизма»

Дилетант
Михаил Бахтин Михаил Бахтин

Зачем Бахтин понадобился Андропову и почему он так известен в Европе и Штатах?

Дилетант
Ядерный зонтик Франции никого не спасет Ядерный зонтик Франции никого не спасет

Из каких компонентов складывается французский ядерный потенциал

Монокль
Анекдотные коменданты Анекдотные коменданты

Генералы Башуцкий и Мартынов прославились как коллективный персонаж анекдотов

Дилетант
Иван Бунин оправдывается… Иван Бунин оправдывается…

Жизнь в эмиграции всегда не проста, часто эмигрантам приходится объединяться

Дилетант
«Любая цифровизация должна сопровождаться стратегией по кибербезопасности» «Любая цифровизация должна сопровождаться стратегией по кибербезопасности»

Почему одни компании видят отдачу от внедрения цифровых решений, а другие нет?

Ведомости
Борьба за госбезопасность во всём мире Борьба за госбезопасность во всём мире

Юрий Андропов вошел в историю как реформатор, хотя и потенциальный

Дилетант
«Герофарм» продолжает экспансию на глобальный рынок «Герофарм» продолжает экспансию на глобальный рынок

Петр Родионов — о том, как вырос один из флагманов импортозамещения

Монокль
В нескольких минутах от третьей мировой В нескольких минутах от третьей мировой

Сбои в работе СПРН случались, но всегда вовремя вмешивался человеческий фактор

Дилетант
Открыть в приложении