Гарт Штапаков

10-летний Гарт, сын Александры Гарт, художницы года по версии ярмарки Cosmoscow 2024, и Юрия Штапакова — графика и преподавателя, чьи работы есть в коллекции Третьяковской галереи и Русского музея, проводит школьные каникулы, готовясь к третьей персональной выставке — на этот раз в Доме Радио для ярмарки «Из профессорской квартиры» от KGallery. Он рисует черной краской по старым географическим картам городские пейзажи.
Во время учебного года, помимо уроков в Петришуле, в распорядке дня Гарта — занятия в краеведческом клубе «Петрополь» и в Клубе юных геологов им. Обручева во Дворце творчества юных. Художественное образование он получает, посещая мастерские родителей, причем в маминой у него уже есть своя комната.
Куратор и журналист Александра Генералова прогулялась с Гартом по Коломне, чтобы узнать, что волнует непо-бейби петербургской арт-сцены. Спойлер: обилие плохого искусства, Roblox, палеонтология и мемы из Likee.
С Гартом и его мамой Александрой мы встречаемся в кофейне «Рид» в Коломне — именно там молодой художник согласился дать интервью. Герой пьет матча-тоник, а Александра кормит из бутылочки новорожденного котенка — «брошенного какой-то малолетней кошкой», которого Гарт нашел во дворе неподалеку неделю назад и буквально спас от смерти.
— Ты хочешь один пойти на интервью или со мной? — уточняет Александра. Гарт отвечает, что хочет один.
По улице Декабристов, архитектуру которой герой оценивает как «красивую», мы идем к набережной реки Пряжки — там когда-то находилось пространство «Стыд», где Александра Гарт была сокуратором и сделала несколько тотальных инсталляций. Сейчас мама потомственного художника — одна из самых известных авторов на российской сцене современного искусства: художник года по версии ярмарки Cosmoscow, ее персональные выставки проходили в музее PERMM, на Левашовском хлебозаводе, в галереях Anna Nova и Futuro, а вещи с ее принтами носили по всей стране, благодаря коллаборации с брендом Befree.
— Это самое красивое место в Петербурге, — Гарт ведет меня к пешеходному Подзорному мосту, на бетонной основе которого, буквально под мостом, и в компании бутылки пива спасаются от жары местные жители и их домашние животные. В менее жаркие дни это место — совершенно пустынное и, несмотря на близость к Новой Голландии и Мариинскому театру, скорее напоминает Ленинград из перестроечных фильмов. Правда, в последнее время берег активно засаживают розовыми кустами — видимо, грядет джентрификация.
Спускаемся к реке и начинаем копаться в серых камнях. Знания, полученные в Клубе юных геологов, позволяют Гарту различать султанит (он украшает кольцо на пальце, привезенное из Турции), обсидиан и аметист — его самый любимый камень. Обсидиан, кстати, не просто камень: в одной из любимых игр Гарта, Minecraft, с его помощью можно построить портал в Ад.
— Тут можно пособирать железо и потом сдать его в металлолом, чтобы нафармить денег, — объясняет Гарт. Фармить в мире интернет-игр — значит «добывать ресурсы». О том, как добывать ресурсы в реальном мире, художник знает больше, чем его ровесники, которые фармят в Roblox или Minecraft.

Например, айфон он купил самостоятельно на деньги, полученные в качестве гонорара журнала Собака.ru за иллюстрации к тексту Дениса Химиляйне для нового арт-дропа «Коллекционировать искусство» и от продажи собственных работ на выставке «Мне жалко, что я не зверь» в домашней галерее художника Сергея Карева «Марина». Несмотря на квартирный формат, проект был реализован профессионально: концепцию разрабатывал модный куратор Илья Крончев-Иванов, а музыку написал молодой композитор Глеб Егоров. Гарт оказался максимально удобным в сотрудничестве автором: был готов отдать свои работы для отбора экспозиционерам и поставил лишь одно ультимативное требование — закрыть паркетный пол черным ковролином. На монохромных линогравюрах и холстах, созданных для выставки, были изображены скелеты летучей мыши и птеродактиля, череп и голова лошади, крыса и ленивец, безлюдные пейзажи — куратор обозначил эти неконвенциональные сюжеты словосочетанием