Артельный труд. Как в России появились передвижники
Они считали, что время полотен на легендарные и библейские сюжеты прошло, и хотели высказываться об актуальных социальных проблемах. Они поняли общественный запрос и, точно ответив на него, сформировали вкусы поколения. Продолжая проект «Азбука российской культуры», «Сноб» публикует текст на букву П — о передвижниках, объединении художников, оставившем заметный след в российской живописи
Бунт четырнадцати
9 ноября 1863 года в Императорской Академии художеств разгорелся крупный скандал. 14 лучших выпускников, которые должны были соревноваться между собой за большую золотую медаль и право отправиться на обучение в Италию за государственный счет, отказались от участия в конкурсе. Художники не стали рисовать на заданную руководством тему «Пир Одина в Валгалле», считая ее устаревшей и не отвечающей духу времени. Этот скандал вошел в историю под названием «Бунт четырнадцати».
Императорская Академия художеств была учреждена в 1757 году и в свое время считалась крайне прогрессивной. Туда принимали студентов из всех сословий. По большей части это были сыновья мещан и купцов, изредка дворяне. Но встречались там и представители духовенства, и дети крестьян, получивших вольную. Посещать лекции и занятия могли даже крепостные. Во время учебы студенты выполняли работы по рисунку, живописи и прочим дисциплинам, получали оценки, а при успешном окончании курса — медаль.
Медалей было три. Большая серебряная давала право на чин 14-го класса, самого низкого в «Табели о рангах» — введенной еще Петром I общей системе государственных званий. Обладатели малой золотой получали 12-й классный чин. Самая незначительная, малая серебряная, право на чин не давала, но даже она позволяла получить звание неклассного, или свободного, художника и выйти из податного сословия. По окончании академии можно было продолжать присылать работы на оценку жюри и претендовать на новые медали. Получалось что-то вроде курсов повышения квалификации или, скорее, сдачи нормативов на спортивный разряд.
Вне общего образовательного курса обладатели малой золотой медали могли претендовать на большую. Для этого раз в три года устраивался специальный конкурс, и двух его победителей отправляли учиться в Европу — на шесть лет, с полным пансионом и правом по возвращении занять достойное место в стенах учебного заведения: стать профессором, иметь стабильную зарплату и получать выгодные заказы от государства. В такой системе лучшие студенты оставались в академии и поддерживали ее славу.
Несмотря на предоставленные возможности, на практике не получившие большие золотые медали ученики оказывались не очень-то востребованы. Большее, на что они могли рассчитывать, — место учителя рисования. Прекрасные знания, полученные в прогрессивной академии, не могли толком прокормить художника в обществе, где спрос на искусство регулировался государством.
К середине XIX века в высшем учебном заведении наметился кризис. Изначально под влиянием французской академии в русском искусстве закрепилась система, которая делила всю живопись на «высокую» и «низкую». Первая требовала больших полотен на исторические, религиозные, библейские или литературные сюжеты, обязательно с моралью и интеллектуальным посылом. Идеальные тела с идеальными пропорциями в многозначительных и пафосных позах — только такие изображения считались достойными. Их заказывало государство, их размещали в салонах и на выставках. Выбирали, конечно, в основном работы европейских художников. Все, что выходило за рамки подобного представления о прекрасном, считалось низким жанром, достойным лишь частного, домашнего использования, и соответственно низко оплачивалось.
Государство и профессура академии не понимали, что мир за пределами стен училища довольно сильно изменился. На дворе была эпоха великих реформ и потрясений. Неоклассицизм вышел из моды. В той же Франции восхищались романтизмом и реализмом, а в Императорской Академии художеств эти направления продолжали презирать. В 1862 году в России вышел роман Ивана Тургенева «Отцы и дети», в обществе развивалась острая социальная полемика, оставаться в стороне от которой молодые художники не желали. И в это же время преподаватели из академии, представители старого мира и старой России, предложили им тему конкурсной работы «Один на троне, окруженный другими богами и героями; на плечах у него два ворона; в небесах, сквозь арки дворца Валгаллы, в облаках видна луна, за которой гонятся волки».