«Яндекс» начал следить за водителями. Кому закроют доступ к каршерингу
Куда попадут данные о водителях, использующих арендованные автомобили, легально ли это с юридической точки зрения и почему некоторые пользователи поддерживают нововведения
Команда каршеринга «Яндекс.Драйв» объявила о начале эксперимента по выявлению агрессивных водителей и ограничению доступа к услугам сервиса для тех, кто не реагирует на требования оператора изменить манеру езды. Пока алгоритм только тестируется в Санкт-Петербурге, но на форумах каршероводов пользователи уже выражают недовольство попытками слежки и контроля их действий. Многие сомневаются в корректности настройки алгоритмов, а некоторые, напротив, поддерживают нововведения.
В самом «Яндексе» не скрывают, что целевым рынком для тестируемой системы является московский. Официальная позиция — повышение уровня безопасности каршеринга. «Нам не нравится ограничивать пользователям доступ к сервису, который мы для них и создаем. Но безопасность важнее. Так что мы тренируем алгоритмы для распознавания и предотвращения опасного вождения машин «Драйва», — утверждается в официальном канале сервиса.
Представители сервиса разъясняют, что агрессивным считается вождение с резкими стартами и торможениями, потому что они потенциально могут привести к ДТП. Кроме того, говорит официальный представитель оператора Дмитрий Горчаков, учитывается манера поворота руля. При принятии решения алгоритм анализирует данные о последних десяти поездках. Но информацию о том, какие именно действия алгоритм считает наиболее опасными, в «Яндексе» не раскрывают, чтобы не помогать нарушителям обходить запреты.
«На данный момент мы анонсировали эксперимент, который проходит в Санкт-Петербурге. Главная задача эксперимента — научиться строить профиль каждого водителя и оценивать его манеру вождения. Отслеживаем датчиками угол поворота руля, силу и резкость нажатия на педали газа и тормоза, ускорения», — объясняет Горчаков.
Кроме того, аналитические программы «Яндекс.Драйва» учатся определять факт передачи руля другому человеку по изменению характерной манеры вождения. Автоматических блокировок за это пока не предусматривается, но если электроника определит разницу, то сотрудники сервиса свяжутся с водителем, чтобы уточнить, кто именно находится за рулем. За передачу управления оператор оштрафует арендатора на 50 тыс. рублей либо на 150 тыс., если он вообще не находился в машине. Кроме того, перестает действовать страховая ответственность.
«Под агрессивной ездой можно понимать достаточно широкий спектр стилей управления. Очень интересно, как это понимает «Яндекс». Надеюсь, что это не примитивная сумма ускорений и подсчет количества перестроений», — пишет пользователь под ником Serge. «Ну и потеряют клиентов, те уйдут в «Делимобиль», — негодует пользователь Cadila Cupel.