Игры с китайцами. Как продавать в КНР киберспортивные проекты
150 млн поклонников видеоигр, живущих в Китае, привлекают в страну крупные проекты в области киберспорта. Совокупная выручка местного сектора e-sport приближается к $200 млн в год
25 августа завершился один из главных турниров киберспортивного календаря — The International 2019. 16 лучших команд мира по Dota 2 сражались за рекордные для киберспорта $33 млн призового фонда на 18-тысячной «Мерседес-Бенц Арена» в Шанхае. Место действия было выбрано организаторами неслучайно. Киберспорт в Китае набирает популярность бешеными темпами. В конце зимы 2019 года аналитическое агентство NewZoo насчитало в стране почти 150 млн человек, которые хотя бы периодически следят за киберспортом. Это почти 38% его мировой аудитории, или 16,5% китайских граждан, имеющих доступ в интернет. Для сравнения: в 2019-м главное американское спортивное событие — «Супербоул» — смотрели чуть больше 114 млн человек. Цифры выше только у финалов футбольной Лиги чемпионов: в июне 2019-го за трансляцией матча «Тоттенхэма» и «Ливерпуля» наблюдали 380 млн человек по всему миру.
Для инвесторов и брендов аудитория — одно из важнейших обещаний успеха как в спорте, так и в шоу-бизнесе. 30 млн просмотров фильма на Netflix за 3 дня — гарантия перспектив площадки. Рост выручки видеостриминга на 38% по итогам года? Тоже сильный знак. По данным NewZoo, китайский киберспорт с 19% мирового рынка по выручке — на втором месте после Северной Америки (с 37%). За два последних года Китай «отжал» дополнительные 4% от общей выручки в киберспорте, и к концу текущего года из $1,1 млрд заработает более $200 млн. Для сравнения, по данным Deloitte за 2017 год, выручка ФИФА, УЕФА и национальных европейских футбольных ассоциаций вместе взятых составила $2,4 млрд.
По подсчетам NewZoo, инвестиции брендов в мировой киберспорт составляют почти 82% от общего объема выручки в индустрии: за последние 3 года они увеличились втрое, и в ближайшем будущем тенденция к росту сохранится.
Киберспортивная пятилетка
Китайский киберспорт на подъеме. Так, из 10 наиболее титулованных киберспортивных команд мира пять (Newbee, Vici, LGD, Invictus Gaming и Wings Gaming) — из Китая. За время своего существования (в среднем это 10-15 лет) они заработали $13,2 млн, $10,9 млн, $10,7 млн, $10,6 млн и $9,7 млн призовых соответственно. Из топ-50 игроков по доходам 14 — китайцы (по $1,4-2,3 млн за карьеру). Представителей Китая в рейтинге почти в три раза больше, чем американцев (их 5 человек); Россию и Финляндию представляют по 3 игрока.