Один раз Нео — всегда Нео: как Киану Ривз снова стал суперзвездой Голливуда
У Киану Ривза пошла карта в руку: в этом году прошел фестиваль имени актера, третий «Джон Уик» заработал в прокате все деньги мира, а на прошлой неделе объявили о съемках новой части культовой «Матрицы». По просьбе Esquire Ярослав Забалуев рассказал, как одна из главных звезд начала 2000-х провалилась в пучину забвения и мемов, чтобы потом с триумфом оттуда вернуться.
Новость о том, что Киану Ривз и Кэрри-Энн Мосс вернутся в перезапущенную «Матрицу», произвела во всем мире какой-то совершенно невероятный эффект. Возвращению Шварценеггера в «Терминатора» радовались, кажется, меньше — хотя в истории возвращения потерпевшего политический крах Арни было куда больше драматизма. Социальные сети заполнились ликованием, люди делились новостью с такой радостью, как будто у каждого из них только что родилась двойня. Меж тем понятно, что «Матрица» без Ривза — это, ну да, как «Терминатор» без Шварценеггера. То есть так тоже можно, но большая часть человечества не поймет.
Впрочем, кажется, причина такой неистовой радости была в другом: возвращение в «Матрицу» стало для Киану фактическим подтверждением возвращения на вершину, а это в Голливуде мало кому удается.
Фредди Меркьюри говаривал, что с вершины только один путь — вниз, и в начале нового тысячелетия Ривз имел шанс прочувствовать это на собственной шкуре. В 1999-м в прокат вышла первая «Матрица», впереди было еще две, но уже было очевидно, что эта работа перечеркнула более или менее все, что актер делал до сих пор. Можно было забыть про «Адвоката дьявола», «Скорость» и даже «На гребне волны» — теперь каждую следующую роль Киану будут сравнивать с Нео (включая случившегося за четыре года до «Матрицы» «Джонни-мнемоника»). Эта ситуация угробила, например, отличный кинокомикс «Константин». В общем, Киану стало сносить куда-то в лигу его сверстника Николаса Кейджа, который, напомним, тоже в свое время подавал серьезные надежды и даже имеет на счету «Оскар» за «Покидая Лас-Вегас».
С этим актерским поколением вообще получилось интересно. Кейдж, Ривз, Джонни Депп, Кристиан Слейтер, Брэд Питт, Эдвард Нортон — после звезд «нового Голливуда» (Роберт Де Ниро, Аль Пачино, Харрисон Форд) это было первое полноценное актерское поколение, способное обеспечить смену, преемственность и прочее подобное. Все они начинали у ярких режиссеров-авторов (от Ван Сента и Финчера до Линча и Тони Скотта), все в итоге стали мейнстримовыми звездами. И почти все по состоянию на сегодняшний день миновали