«Спаситель» ненастоящий? Кто компенсирует убытки за проданного Рыболовлевым Леонардо
В 2013 году российский миллиардер купил шедевр «Спаситель мира» за $127,5 млн. В 2017 году он реализовал ее на аукционе Christie’s за $450,3 млн. Если эксперты признают, что полотно принадлежит не кисти Леонардо, а художникам из его окружения, его стоимость снизится в 300 раз — до $1,5 млн
Картина Леонардо да Винчи «Спаситель мира», которая долгое время считалась утраченной, за последние несколько лет вышла на первый план по количеству скандалов и домыслов. Сначала — рекордная цена продажи. Российский миллиардер Дмитрий Рыболовлев в 2017 году реализовал ее на аукционе Christie's в Нью-Йорке за $450,3 млн (из них $50,3 млн составила комиссия аукционного дома). Затем — раскрытие имени покупателя, якобы наследного саудовского принца. После этого слухи о ее исчезновении из нового музея «Лувр Абу-Даби».
И наконец возврат к обсуждению авторства картины в связи с выходом книги исследователя Бена Льюиса «Последний Леонардо», приуроченной к 500-летию со дня смерти Леонардо да Винчи. Автор книги, посвященной судьбе этого неоднозначного шедевра, полагает, что сомнения относительно принадлежности картины возникали еще перед ее выставлением в Национальной галерее в Лондоне. Пять экспертов тогда разошлись во мнениях: двое считали ее работой Леонардо, один приписывал ее кисти его учеников, двое воздержались. До сих пор эти сомнения не развеяны.
Но какие же риски могут быть у нового владельца картины, приобретенной после проверки лучших экспертов и посредством старейшего аукционного дома? Практика показывает, что приобретение объектов искусства через крупнейшие аукционные дома вовсе не означает защищенность покупателя.
С юридической точки зрения аукционный дом обычно выступает исключительно как посредник между владельцем и покупателем, получая от каждого из них комиссионный сбор. Традиционно аукционный дом состоит с владельцем объекта в договорных отношениях, выступая агентом, а также несет перед ним фидуциарные обязанности, основанные на особом доверии. Однако с покупателем таких отношений нет. Поэтому покупатель не имеет серьезных правовых инструментов против аукционного дома, если что-то пошло не так.