Как масс-маркет пытается стать более ответственным
Быть этичными и ответственными, заботиться об экологии сегодня стремятся не только люксовые и премиальные бренды, но и масс-маркет. Разбираемся, насколько удачно бюджетные марки справляются с задачей.
Модная индустрия занимает второе место по уровню загрязнения окружающей среды (первое принадлежит нефтепромышленности), и клиенты все чаще задумываются над тем, что именно они покупают, хотят знать, в каких условиях вещь создавалась, где был выращен хлопок, сколько воды было использовано при производстве пары джинсов, на какой фабрике сшили брюки и какие на ней условия труда. Чтобы выжить на мировом рынке, модным брендам приходится менять свою политику.
Крупным компаниям это удается с более-менее равным успехом: гиганты отказываются от меха (совсем недавно к fur-free-брендам присоединилась Prada), прекращают избавляться от нераспроданных товаров, о чем предоставляют ежеквартальные отчеты, и переходят на «прозрачное» производство, позволяющее отследить весь цикл создания вещи.
Все большей популярностью пользуются sustainable-бренды, предлагающие коллекции, которые не вредят окружающей среде ни на одном из этапов производства. Так, огромный успех снискал французский монобренд Veja, создающий кроссовки из полностью разлагаемых материалов. Сегодня на европейских улицах лаконичная обувь Veja встречается столь же часто, как adidas или Nike, а одна пара стоит около 7500 руб.
В рамках недели моды в Милане в феврале 2019 года онлайн-ретейлер Yoox и Vogue Italia представили совместный проект, в рамках которого дизайнеры из разных стран показывали экологичные коллекции. Ксения Шнайдер привезла вещи, сделанные из переработанной старой одежды, перуанский бренд Mozh Mozh показал одежду из каучука. На днях итальянская марка Liu Jo выпустила коллекцию полностью «зеленых» джинсов, причем это относится не только к материалам, из которых отшивают пару, но и к способу производства, этикеткам, нашивкам и даже упаковке. Абсолютно каждая деталь безопасна для окружающей среды.
Впрочем, основной вред планете наносят бренды из категории масс-маркета, и потому особенно интересно, что происходит именно в этом сегменте и как меняется повестка «быстрой» моды.
Экологичные линии сегодня присутствуют практически у всех крупных производителей. В Mango это Commited. У брендов Inditex — Zara и Pull&Bear — такие коллекции называются Join Life. Можно выделить два ключевых направления. Во-первых, более экологичное производство кожи на заводах, имеющих сертификат Leather Working Group. Это значит, что на предприятиях используют возобновляемые источники энергии и внедряют технологии, которые позволяют сократить расход воды.