Алена Долецкая — про дачу как культурный код и жизнь за городом
Специально для «РБК Стиль» Алена Долецкая размышляет о жизни деревенской и жизни дачной, о загородной пасторали и ее соперничестве с городской суетой
Писать и говорить о жизни загородной и городской можно бесконечно. И обсуждать этот вопрос на современный римский лад — un uomo di campagna и un uomo di citta — человек деревенский и человек городской, кто ты? А в России нам просто некуда деться от непереводимого и неистребимого русского слова «дача». Не слова даже, а некоей формы бытия.
Давайте бегло пробежимся по истории вопроса хотя бы в европейском масштабе. Ведь жизнь вне города, в его современном представлении, началась на больших и очень больших землях почти четыре тысячелетия назад, и скорее это были поселения разного назначения — оборонительного, сельскохозяйственного и т.д. И только к средним векам Лондоны, Парижи, Каиры набирали от 200 до 500 тысяч жителей. Но важно ведь вот что: активная внегородская жизнь велась под чутким руководством правящих классов, монархов, их подданных и прочей аристократии и дворянства. Именно они заложили культурные коды такого бытия: дворцы малые и большие, лесные и приморские, северные и южные, искусство архитектуры и интерьерного дизайна, изящного садоводства и ландшафтных разработок — и, разумеется, привлекали художников всех мастей для увековечивания этой прекрасной жизни. И, как говорится, спасибо им за это.
Всякий новый век вносил свои коррективы в эту самую загородную жизнь. И если резко перепрыгнуть в век XXI, то мы увидим очень непохожую на прошлые времена картину. России в этом вопросе крупно досталось: революция и войны разрушили не только многие памятники загородного бытования, но и изменили те самые культурные коды, которые определяли эту жизнь. От петровских раздач (внимание: раз-дач) наделов и усадеб к «дворянским гнездам» и имениям, к узнаваемым и любимым И. Репину с его работой «На Академической даче», к И. Левитану с его «На даче в сумерки», к И. Грабарю с его дачными садами, дельфиниумами и чаепитиями. А уж что говорить про Чехова, Бунина, Тургенева. Ушедшая натура.
Сегодня с деревнями дело обстоит по большей степени грустно. Молодые уезжают в город, старикам тяжко тянуть хозяйство. Считается, что за последние 20 лет в России умерло 20 тысяч деревень. Сама недавно поездила по Саратовской области — избы с неземной красоты наличниками стоят в паутине плюща и хмеля. Одно достоинство — они похожи на инсталляции современного искусства на каком-нибудь биеннале. Зато есть хорошие новости: некоторые умники-энтузиасты возрождают деревенскую жизнь на свой новый свежий взгляд, и это бывает подчас удачно.