Место в мире
Чтобы найти свою планету в огромной Вселенной, нужно знать точный адрес. Записывайте: Солнечная система, Млечный путь, Местная группа, Сверхскопление Ланиакея, Гиперскопление Рыб – Кита.
Говорят, что Солнечная система – это звездный дом человечества. Если так, то Млечный Путь – большая деревня. Мы живем в 26 тыс. световых лет от ее центра, в «проезде» Ориона, небольшом спиральном рукаве, стиснутом между широкими «улицами» рукавов Персея и Центавра. Всматриваясь в темноту ночного неба, мы различаем тысячи огней, и все они находятся в Млечном Пути. Лишь несколько соседних «поселений» виднеются туманными облаками света. Это наши ближайшие соседи: галактика Андромеды, Большое и Малое Магеллановы Облака.
С появлением телескопов выяснилось, что мир намного шире и разнообразнее, чем может показаться человеку, который никогда не покидал родной деревни. В пределах Андромеды и других близких галактик удалось различить такие же звезды, как у нас, а дальше найти сотни миллионов иных галактик. На общем фоне Млечный Путь оказался довольно зауряден. Есть во Вселенной галактики и в десятки раз крупнее, и совсем крошечные, на несколько тысяч звезд (против 200–400 млрд, как у нас), – что-то вроде «космических хуторов».
Постепенно астрономы стали наносить их на карту, заметив, что галактики расположены совсем не случайным образом. Здесь, на Земле, поселения и города концентрируются вдоль рек и побережий, на перекрестках торговых путей, а широкие бесплодные равнины остаются пустынными. Так же выглядит и крупномасштабная структура Вселенной. Отдельные галактики, направляемые гравитационными силами, образуют группы. Группы складываются в скопления и сверхскопления, разделенные огромными пустотами – войдами, практически лишенными вещества.
Местный район
Ближайшие окрестности нашей «деревни» так и называются – Местная группа. В масштабах Вселенной она охватывает совсем небольшое пространство, всего около 10 млн световых лет, и включает три крупные галактики (Млечный Путь, Андромеду и Треугольник) плюс несколько десятков их мелких спутников и других карликовых галактик. По некоторым данным, их чуть более 80. При этом массивные галактики намного более развиты, чем крошечные соседи. Они обладают четко выраженной структурой и содержат больше «металлов» – элементов тяжелее водорода и гелия. Такие элементы образуются в недрах звезд и при взрывах сверхновых, и, чтобы галактика насытилась ими, в ней должны смениться поколения светил. У карликов для этого слишком мало вещества, и звездообразование там идет довольно медленно. Например, Segue 2, крошечная спутница Млечного Пути, способна сформировать звезду примерно раз в 10 тыс. лет, тогда как в Млечном Пути их появляется шесть-семь штук ежегодно. В результате такие галактики сохранили состав, характерный для очень ранней Вселенной, которая была наполнена лишь легчайшими ядрами, появившимися вскоре после Большого взрыва.