Сумасшедший кондитер: как Питер Людвиг сначала собрал коллекцию, а потом раздал ее
В издательстве «Слово» вышла в свет книга «Великие коллекционеры нашего времени. Европа и Азия», вторая часть исследования экс-главы Sotheby’s Великобритании и историка искусства Джеймса Стоуртона, посвященная выдающимся коллекционерам и коллекциям XX века из Швейцарии, Германии, Гонконга, Тайваня, Японии, Англии и континентальной Европы. Первая книга вышла в 2023 году и рассказывала о коллекционерах Франции и США. С разрешения издательства Forbes Life публикует главу, посвященную Питеру Людвигу, часть коллекции которого подарена Русскому музею и выставлена в Мраморном дворце.
Петер Людвиг (1925–1996) был олицетворением новой Германии: устремленной в будущее, экономически успешной и открытой для новаторских идей. Сохранялась в нем и некая пиратская удаль, что делало его очень колоритной фигурой в серости послевоенной Западной Германии. У меня есть девять каталогов, посвященных его коллекции, но, чтобы увидеть бóльшую ее часть, придется объехать с десяток разных мест.
В поисках разгадки феномена доктора Людвига я проделал долгий путь вниз по Рейну, из Базеля через Кельн в Ахен, где осмотрел значительную часть его наследия в семи музеях и познакомился с некоторыми из тех, кто считает его своим кумиром и величайшим немецким коллекционером второй половины XX века. Выдающаяся личность, гигант во всех смыслах этого слова, он и вызывал восхищение, и становился объектом критики. Две страсти — искусство и бизнес — вели его по жизни, он стремился к политическому влиянию через искусство, прибегал к устрашению и миловал и в то же время был визионером, который истово верил в миссию музеев и идею универсальной семьи, объединенной искусством.
«Я хочу собрать искусство всего мира», — заявлял Петер Людвиг. И, словно во исполнение этой мечты, в 1993 году Германский национальный музей в Нюрнберге организовал всеобъемлющую выставку его коллекции, первую такого рода,тподобрав для названия удачный каламбур — «Ludwig’s Lust» («Страсть Людвига»). В экспозиции была представлена лишь часть коллекции, и многие разделы, такие как азиатское искусство, остались за бортом. Однако то, что было показано, убедительно демонстрировало взгляд на мировую историю с берегов Рейна. Собрание Людвига охватывает античность, позднее Средневековье и Ренессанс, XVII век (игрушки), XVIII век (шедевры мейсенского фарфора и страсбургского фаянса), опускает XIX век и взрывается красками жизни XX века (Пикассо и послевоенный американский поп-арт).
Людвиг подарил свое имя по меньшей мере 11 музеям и учреждениям по всему миру. За исключением основанного им Форума интернационального искусства Людвига в Ахене, все остальные были уже действовавшими организациями, к которым он, по договоренности, «прикрепил» свое имя. Что это — монументальное тщеславие? На первый взгляд так оно и есть: человеку нравилось, когда о нем говорили, ему приятно было видеть свое имя на вывеске и в печати. Но в его мотивах проступало и уважение к этим организациям, желание развивать их и дальше по мере своих возможностей. Несомненно, Людвиг преследовал и экономическую выгоду, иначе не бывать ему успешным бизнесменом, но он знал свои границы. Он встречался почти со всеми художниками, чьи работы покупал, но никогда не обсуждал с ними искусство. Больше всего Людвиг любил переговорный процесс и наслаждался «тузом в рукаве», коим являлась его коллекция. «Коллекционеры искусства далеко не святые, — не уставал он повторять, — их побуждения одинаково благородны и низменны, ими движут жадность и честолюбие, желание показать себя и достичь бессмертия, но вместе с тем и готовность поддержать творческий гений.
Петер Людвиг родился в 1925 году на Рейне, в Кобленце. Согласно более поздним свидетельствам, супруги Людвиг — Петер и Ирене — происходили из среднего и высшего сословия земли Рейнланд-Пфальц. В 17 лет Петер был призван в армию и закончил войну как американский военнопленный. Он блестяще освоил искусство продвижения (промоушен), когда служил пресс-секретарем в гитлерюгенде. Его мать погибла во время бомбежки, а отец, мелкий коллекционер, хотел, чтобы сын стал юристом и присоединился к семейному бизнесу по добыче глины. Людвиг начал изучать юриспруденцию в Бонне, но взбунтовался и перешел в университет Майнца на факультет искусствоведения. В Германии конца 1940-х годов такой выбор скорее сочли бы мягкотелостью, если не эскапизмом. Однако молодому Людвигу именно эта область знаний представлялась важной для осмысления «болезней столетия» и поиска универсальных ценностей. В Майнце он попал под влияние профессора Фридриха Герке, который, помимо всего прочего, открыл ему глаза на Пикассо. Людвиг выбрал художника в качестве темы для своей диссертации Образ человека в творчестве Пикассо как выражение мироощущения поколения. Исследование скорее философское, чем эстетическое, и, конечно, в Германии того времени было не так много подлинников Пикассо, чтобы Людвиг мог погрузиться в их изучение. Диссертация стала первым опытом формулирования его глубочайшей веры в искусство как визуального отражения эпохи и подлинной летописи времен. Позже он рассматривал свою коллекцию как своеобразный длящийся документ современной истории, что побуждало его к принятию авантюрных решений, но это отчасти и объясняет некоторые его эстетические провалы.Так, приобретая восточногерманское официальное искусство 1980-х годов, он утверждал, что видит первые признаки политических перемен.
Во время учебы в Майнце он познакомился со своей будущей женой Ирене, тоже изучавшей историю искусств. Их брак в 1951 году стал одним из решающих событий в том, что Людвиг называл сказкой своей жизни. Богатая семья Ирене владела шоколадной фабрикой. Людвиг вошел в семейный бизнес и со временем превратил его в крупный международный концерн со многими известными брендами. Он показал себя блестящим и неутомимым бизнесменом, для которого продвижение продукции компании было тесно связано с покупкой произведений искусства и их последующей передачей в дар музеям. После свадьбы Людвиги переехали в небольшую квартирку в родном городе Ирене Ахене, где в 1994 году стали почетными гражданами и прожили до конца своих дней. Они наполнили свою квартиру антиквариатом: греческими вазами, дельфтскими изразцами, произведениями средневекового искусства и предметами, которые смогли купить по очень низкой цене. Они хранили на складе также имущество, спасенное из разбомбленных домов, которое позже забрали в свой новый дом, построенный в 1953 году. На тот момент они владели единственным произведением искусства XX века — картиной Отто Дикса, полученной в подарок.
В 1950-е годы коллекция росла, пополняясь греческими и римскими древностями, картинами и скульптурами позднего Средневековья. Новое направление коллекционирования — искусство доколумбовой эпохи и майя — Людвиг открыл для себя в результате деловых поездок в Центральную и Южную Америку. В 1957 году, в 28 лет, он был избран председателем Ассоциации музеев Ахена, тем самым получив возможность удовлетворить свою давнюю страсть к продвижению искусства, музеев и имени Людвига, пока они не стали почти синонимами.