Победители Каннского кинофестиваля — 2024
Фаворит международной прессы из Ирана, мюзикл с Селеной Гомес и лауреат «Золотой пальмовой ветви» с российским кастом. О победителях Каннского кинофестиваля 2024 года
Специальный приз и награда от Международной федерации кинопрессы (FIPRESCI)
«Семя священного инжира», режиссер Мохаммад Расулоф
Главным фаворитом критиков стал иранский фильм «Семя священного инжира» Мохаммада Расулофа, который лидирует в престижной таблице издания Screen Daily. Незадолго до начала смотра Расулоф чуть не попал в тюрьму: за отбор его картины Каннским кинофестивалем режиссера приговорили к восьми годам тюрьмы, но он успел покинуть страну. Внимание властей Ирана к произведению понятно — «Семя священного инжира» снято на политическую тему и показывает реалии протестов 2022 года, вызванных убийством в полиции 22-летней девушки Махсы Амини.
В фокусе произведения семья чиновника Имана (Миссаг Зарех), чья жизнь превращается в ад после повышения до звания следователя. Он думал, что будет приносить пользу обществу, а вместо этого по приказу сверху подписывает сотни смертных приговоров в день. От новой работы страдает не только Иман, но и его близкие, прежде всего дочери, занимающие четкую антиправительственную позицию. «Семя священного инжира» может показаться классической социальной драмой, где семья разваливается из-за разногласий, но Мохаммад Расулоф создал психологический триллер.
Иман получает служебное оружие, которое одной ночью исчезает из прикроватного шкафчика. Под подозрением оказываются все женщины семьи. Чтобы найти виновного, «все методы хороши». Из-за безумной паранойи главный герой с хладнокровной жестокостью допрашивает близких. Детальное изучение характеров, эволюция героев и трансформирущийся из одного жанра в другой сюжет выделяют работу Мохаммада Расулофа на фоне многих иранских фильмов, например «Вычитание» Мани Хагиги, предпочитающих через склоки между супругами шептать о проблемах в стране. Смелость Расулофа перед цензурной машиной Ирана достойна уважения, а художественный уровень картины — высших наград, некоторые из которых ей все же удалось заполучить.
Приз за лучшую женскую роль
Карла София Гаскон, Зои Салдана, Селена Гомес и Адриана Пас, «Эмилия Перес»
Изредка Каннский кинофестиваль награждает в номинации не одного актера, а сразу целый ансамбль. В случае «Эмилии Перес» Жака Одиара лауреатами стали четыре актрисы: Карла София Гаскон, Зои Салдана, Селена Гомес и Адриана Пас. Это решение жюри можно назвать сомнительным, так как певице Селене Гомес досталась роль второго плана, не предполагающая от исполнителя пластичности в игре.
Главная звезда картины — актриса Карла София Гаскон, играющая мексиканского наркобарона Хуана дель Монте, который решил наконец-то уйти из бизнеса, зажить своей жизнью и взять имя Эмилии Перес. Историю фантастической женщины Одиар облек в форму мюзикла, где юристка Рита (Зои Салдана) помогает бывшей мафиози загладить грехи и основать компанию по поиску пропавших людей.
Карле Софии Гаскон нужно было сыграть человека с новой внешностью, помнящего повадки себя прошлого, показать их не только голосом, но и всей физикой тела. На фоне Гаскон блекнут другие исполнительницы, но это не помешало жюри разделить приз на четырех человек.
Приз за лучшую мужскую роль
Джесси Племонс, «Виды доброты»
«Черная» комедия Йоргоса Лантимоса «Виды доброты» — одна из главных премьер Каннского смотра не только из-за звездного каста (кроме Джесси Племонса в ролях Эмма Стоун, Уиллем Дефо, Маргарет Куолли и Хонг Чау), но и из-за прошлогоднего триумфа режиссера на Венецианском кинофестивале с сатирической комедией «Бедные несчастные».