Драконы армянской демократии
Кризис образования, элиты и идентичности — вот слагаемые армянской катастрофы, которая после потери Карабаха и изгнания оттуда десятков тысяч жителей для Еревана никак не заканчивается
Армения передала Азербайджану четыре села на границе, которые требовал Баку. В них вошли пограничники, а войска разведены. Судьба жителей пока неизвестна: перед ними стоит выбор между новым гражданством или бегством. Таким образом, премьер-министр Армении Никол Пашинян продолжает уступать территории страны под силовым давлением азербайджанской стороны в надежде, что вслед за окончательной демаркацией и решением всех спорных вопросов наступит мир и позорная страница в истории страны не исчезнет, но будет перевернута.
В свою очередь, провалились все попытки оппозиционных сил добиться отставки Пашиняна. Не удается пока это и народному движению «Тавуш во имя родины», которое возглавил архиепископ Баграт. В его работе принимал участие и Артур Хачикян — доктор политических наук Стэнфордского университета, преподаватель Российско-армянского университета в Ереване. Журналисты Роберт Устян и Петр Скоробогатый обсуждают с ним прошлое и будущее Армении.
Артур Хачикян: Я шесть дней шагал по дорогам Армении из Дилижана. И люди спрашивали одно: как вы думаете, на этот раз получится? Я думаю, что получится.
Это движение, которое возглавил архиепископ северо-западной Тавушской области, где производится демаркация границ. Никто не может объяснить, по какому принципу это делается. Сегодня они сказали, что по карте 1976 года нужно отдать две-три деревни. Потом еще три анклава.
Петр Скоробогатый: Там жили азербайджанцы?
А. Х.: По утверждению нашего руководства, там раньше жили азербайджанцы. Но о возвращении армянских анклавов на территории современного Азербайджана речи не идет. Вернуть земли должны только мы.
После этого нужно отдать территории рядом с озером Севан. Затем еще одну деревню на границе, которая перерезает сообщение с Ираном. Тигранашен называется. Вполне возможно, что и там жили азербайджанцы. После чего самый главный вопрос, мать всех вопросов, — это коридор в Нахичевань. Турция и Азербайджан настаивают, что там не должно быть армянского контроля. То есть должен быть экстерриториальный коридор, который они быстро приберут к рукам. Как Турция прибрала к рукам Северную Сирию и Северный Ирак.
П. С.: А в этих селах, которые передают Азербайджану, живут люди? Армяне, которые должны завтра перейти под чужую юрисдикцию?
А. Х.: Да, и они не могут понять, почему должны выезжать. Им говорят: половина вашей деревни будет сейчас в Азербайджане. Мост, церковь, кладбище. Перерезается дорога, газопровод, интернет-кабель, которые идут из Грузии. Школа будет в пяти метрах от азербайджанской заставы. А мы с ними воевали тридцать пять лет. Я не говорю, что они все ненавидят азербайджанцев, но память-то есть о войне.
Пашинян говорит: а вы деревья посадите. Как может такое говорить лидер государства? Кто нас будет защищать? Он говорит, приграничные столбы.
Это все возмущает людей. Они хотят остановить этот процесс и понять, на каком основании делается демаркация. И вот архиепископ Баграт, он из этой епархии, возглавил движение. Я примкнул к нему.
Местные, честно говоря, боялись нас. Говорили: вы не политизируйте, мы сами разберемся с нашим правительством. Потому что они знали, что если оппозиция придет, то им будет труднее говорить с Пашиняном. Они надеялись, что он честно вопросы решит. Но во время последней встречи они со слезами выбежали из его кабинета на Площадь Республики. Видели эти кадры?
П. С.: Что он мог им сказать?
А. Х.: Он говорит им: если мы не уступим, точно будет война, а если мы уступим, может, и не будет. Все боятся, потому что не знают, чего ждать. Сейчас он отдаст эти четыре анклава. Но еще Алиев требует дороги к этим анклавам, то есть проезд через территорию Армении. Мы превращаемся в Западный берег реки Иордан. Дальше сдадут и другие территории.
Поэтому началось мирное шествие из этих деревень в Ереван. К нему по дороге присоединялись люди.
П. С.: Какова цель?
А. Х.: Остановить процесс демаркации. Сменить правительство.
П. С.: Уже прошло много дней, никаких успехов.
А. Х.: Применяются жесточайшие массовые репрессии. В мой университет пришли полицейские и арестовали студентов. Такого не было никогда в Армении. Он звонит главам университетов, институтов, те запирают студентов на замок. Если студенты выйдут, это очень большой поток, он этого боится.
Эти репрессии со стороны режима, который объявил себя демократическим, происходят при полном молчании всех западных посольств и НКО. Напротив, они работают на то, чтобы обвинить наше движение в связях со старой властью. Таксисты говорят: это все «прежние» организовали.
П. С.: Лидеры карабахских кланов?
А. Х.: Да, народ больше всего боится, что за этим движением стоит предыдущий режим, который на этой волне опять придет к власти, Карабах не вернет. А вернется коррупция. Пашинян эту кнопку нажимает все время.
П. С.: Еще где-то рассеяны сто тысяч беженцев из Карабаха.
А. Х.: Многие из них, как говорят, были в составе вот этого движения. По некоторым утверждениям, чуть ли не треть всех вышедших на улицы — это карабахские беженцы. И правительство сразу дает им по рукам. Говорит: вы приехали сюда как беженцы, непозволительно участвовать в политических процессах.
Но это неправильно. Армяне приютили карабахцев. У меня на даче живет карабахская семья. К простым людям нет ненависти, есть недовольство прежним руководством.
П. С.: Возвращаясь к вашему движению. Есть ли вообще сейчас в армянском обществе запрос на консолидацию против Пашиняна?
А. Х.: Люди говорят, что нет лидера. Церковь выступила в роль скорой помощи, так сказать. Это последний институт, который у нас остался. Их критиковали, но Церковь отвечает, что мы занимаемся не политикой, а спасением государства. И мы бы этого не делали, если бы государство не провалилось.
П. С.: Архиепископ Баграт может стать лидером?
А. Х.: Такие предположения есть. Хотя про него говорят, что он «кипрский Макариос». Насколько я знаю, это человек честный, добропорядочный. План такой, чтобы он или пришел во власть сам, или создал какой-то временный режим. И потом были бы выборы. Но это я бы так хотел.
Сейчас его предлагают на пост премьер-министра. Я считаю, что рискованно такой прецедент создавать на долгосрочную перспективу. Я предлагал праймериз провести. От народа несколько кандидатов предложить или от партии, и выбрать кого-нибудь. Хотя бы на временный период.
П. С.: Предлагать можно кого угодно, а механизмов, чтобы сместить Пашиняна, по-моему, никаких нет. Беда также в том, что в условиях дефицита идеологий и смыслов создать новое политическое движение сегодня сложно в любой стране мира. Возможно, это повышает роль личности в истории. Такой, как архиепископ Баграт.
А. Х.: На самом деле в Армении есть огромный запрос на третью силу. Но сформировать ее очень сложно. Поэтому этот вариант мне показался довольно интересным. Однако такой человек должен быть незапятнанным, чтобы народ за ним пошел и поверил.
Карабахцы — другие армяне
П. С.: Но проблема в том, что если у вас нет поддержки в элитах, то, как правило, нет и ресурсов для политических акций. Зайдем с другой стороны: а считает ли большинство армян, что в стране нужно менять власть? В этом есть сомнение, после того как народ так безропотно и безынициативно отдал свою, как это позиционировалось, сакральную святыню — Карабах.
А. Х.: Огромное число людей записалось добровольцами — их не вызвали. Огромное число армян приехало в Армению, чтобы участвовать в войне, — их не пустили. Большая часть армянской армии не была мобилизована. Премьер-министр был в неадекватном состоянии. Была слабая организация. Иногда людей привозили прямо в окружение азербайджанцев. Они вышли из автобуса и говорят, а где фронт? Оказалось, фронт вокруг них.
Но были случаи, когда люди героически оборонялись. Например, в Мардакерте сорок четыре дня их утюжили дронами, а они держали линию фронта.
П. С.: Но потом политика, ответственного за этот бардак, дважды выбрали остаться у власти.
А. Х.: Очень важный вопрос. Годами, если не десятилетиями, проводилась такая линия, не без оснований, что причина всех наших проблем — это предыдущее руководство. Армян долго убеждали, что «карабахцы — это не совсем армяне, это другие армяне». Мол, они ведут себя нагло, они оттуда приехали грабить Армению, и мы должны от них освободиться.