Ты просто космос
Дизайнер Марк Ньюсон объяснил Ольге Сорокиной, что общего между аэрокосмической индустрией и люксовыми брендами.

Человек, который уже спроектировал все, что только возможно, — от шариковой ручки до самолета и туристического космического корабля, — оказался скромным, самодостаточным и немногословным. Его рабочий день, как и у большинства из нас, начинается с проверки почты, потом он общается с детьми, иногда даже сам отводит их в школу, а после принимается за работу. “Которая опять связана с мейлами”, — смеется Марк. Однако где-то между бесконечными письмами он все же успевает творить. Сейчас в его студии в Лондоне трудятся шестнадцать человек и они одновременно ведут около двадцати проектов.
Ньюсон родился и получил образование в Австралии, но живет в Лондоне. Он никогда не брал ни с кого пример, а вдохновение для него — особое состояние ума, а не место, событие или люди. Особенность его дизайнерского подхода в том, что он все делает для себя и для людей. Так было с самого начала. “Я никогда не мечтал о славе и деньгах, просто создавал то, что мне самому хотелось бы иметь”, — говорит он. И это правда. В его лондонском доме стоят стулья, придуманные им для нью-йоркской галереи Gagosian, эскизы он любит набрасывать эрмесовской ручкой Nautilus, на его запястье часы Apple (он их разработал вместе с Джонатаном Айвом и до сих пор раз в два месяца бывает в американской штаб-квартире), а во время пребывания в Москве Марк не вылезал из кроссовок Air VaporMax для NikeLab.





До 2000‑х все знали Ньюсона как хорошего предметного дизайнера, его металлический шезлонг Lockheed хоть раз видел каждый. В новом тысячелетии началась и новая эра в его карьере: он начал сотрудничать с австралийской авиакомпанией Qantas, которая попросила его спроектировать раскладное кресло для салона бизнес-класса. “Рано или поздно ты понимаешь, что не можешь бесконечно создавать предметы для дома, да и миру не нужно столько кресел и стульев. А вот в авиационной отрасли с хорошей и удобной мебелью на тот момент была проблема”, — говорит Марк. Спустя шесть лет Qantas доверили ему интерьер целого лайнера, а самого дизайнера так зацепила тема самолетов, ракет и космоса, что он даже четыре раза посещал Байконур. На вопрос, хотел бы он побывать в космосе, Ньюсон отвечает так: “Раньше я об этом мечтал, но теперь у меня появились дети, и приоритеты немного изменились. Но если бы мне пришлось лететь, то я бы выбрал российскую ракету, она кажется надежнее”. Увлечение русским космосом отразилось в его работах: он назвал столовые приборы Strelka, емкости для хранения Laika и Zenit (все это для Alessi), а кроссовки Nike — Zvezdochka.
Среди его последних проектов — сотрудничество с Louis Vuitton, Jaeger-LeCoultre, Hermès, Montblanc, Hennessy. А началось все с инсталляции, созданной Марком для Fondation Cartier в 1995 году. “У авиакосмических агентств и люксовых брендов есть общая черта — очень высокие требования к качеству. К тому же у них есть возможности, которые позволяют мне воплотить какие-то необычные идеи, а не просто создать практичную вещь. Я никогда не напрашивался, все компании находили меня сами. Только на Байконуре мне пришлось пообивать пороги”, — улыбается Марк. А на вопрос о том, что еще ему бы хотелось спроектировать, он отвечает следующее: “Я уже столько всего сделал, что мне даже сложно придумать себе новую цель. Если бы вы спросили меня об этом лет десять назад, то я бы назвал что-нибудь конкретное. У меня есть кое-что в планах, но пока это под грифом секретности”.





С мебели на более высокобюджетные проекты Ньюсон переключился не ради самовыражения, он не боится сложных задач. К примеру, с Hennessy он сотрудничает уже в третий раз. Осенью 2018‑го Марк прилетел в Москву, чтобы представить декантер, созданный им для нового бленда James Hennessy. “У этого бренда многовековая история, есть свои традиции и отличительные признаки, которые знают все. Создавать что-то с нуля всегда проще, чем творить в заданных рамках. Я не стал видоизменять форму бутылки, чтобы даже издалека было понятно, что перед вами. Если вы считали посыл, значит это успех”, — говорит он.
Что касается будущего дизайна, то здесь у Марка Ньюсона есть свое видение: он должен стать более доступным. “Новые материалы и технологии уже существуют, и их часто используют в обычной жизни. Со временем хороший дизайн смогут позволить себе все. К примеру, на новый декантер James Hennessy может обратить внимание молодежь, но и более консервативная публика не отвернется от бренда. В этом направлении должны развиваться многие компании. Я бы тоже хотел создать то, что со временем станет узнаваемой классикой”, — говорит Марк Ньюсон. И похоже, дизайнер немного перебрал со скромностью: его предметы — уже давно любимая нами классика дизайна.











Текст: Ольга Сорокина. Портрет: Louis Vuitton & Patrick Demarchelier / архив пресс-службы. Фото: FLorian Kleinefenn / архив пресс-службы; Fabrice Gousset / Courtesy of Galerie Kreo; Olaf Reuffurth; Brett Boardman; Fabrice Gousset; Larry Lamay / Courtesy of Gagosian Gallery; gettyimages.ru; Tommaso Sartori; Tue Schiørring; Karin Catt; архив пресс‑службы