Азбука баухауса
В 2019 году легендарная школа Баухаус празднует 100‑летие. В честь этого мы решили разложить все, что известно о баухаусе, по полочкам. А точнее, по буквам алфавита.
Если говорить коротко, то Баухаус — это самое заметное явление в дизайне и архитектуре XX века. Существовал он недолго — с 1919 по 1933 год, — но эффект от его присутствия оказался настолько мощным, что принципы школы и стиля bauhaus (они настаивали на написании с маленькой буквы) распространились по всему миру и стали основополагающими в модернизме. Школа сменила трех директоров и три локации, пока не пала под натиском нацистского правительства Германии. Учителя и ученики Баухауса продолжили свое дело в разных концах планеты, и спустя сто лет стиль баухаус не теряет актуальности. О том, что вам нужно знать о самом значимом архитектурном направлении XX века, чтобы легко поддержать светскую беседу, рассказывает Софья Карпенко.
Айдентика
То, что сейчас мы бы назвали айдентикой бренда, видно на постерах того времени и угадывается в шрифтах, придуманных Гербертом Байером. Например, афиша первой выставки школы Баухаус 1923 года, созданная Юстом Шмидтом, являлась своего рода визуальным манифестом направления — выставка стала первой возможностью школы заявить о себе широкой аудитории. А шрифты Байера уверенно стали частью Баухауса как бренда. Кстати, в школе функционировало целое отделение рекламы.
Марсель Брёер
Марсель Брёер повлиял не только на развитие Баухауса как школы, но и на дизайн и архитектуру XX века в целом. Его легендарный стул Wassily (на нем он сидит на фото) стал иконой дизайна и первым предметом мебели, сделанным с использованием трубчатой стали. Еще одним результатом экспериментов с этим материалом стал набор столиков B 9. Брейер создал его специально для кафетерия в здании школы в Дессау. Среди многочисленных проектов Брейера также здание музея Whitney в Нью‑Йорке.
Веймар
12 апреля 1919 года Вальтер Гропиус официально назначен директором школы Баухаус в Веймаре, возникшей в результате объединения двух художественных школ. Именно здесь был задан вектор развития Баухауса. Гропиус соединил старинные традиции веймарского художественного образования с революционным подходом к искусству и архитектуре, который он изложил в своем манифесте: “Давайте вместе построим здание будущего, в котором все сольется в едином образе — архитектура, скульптура и живопись”. Таким образом, он предложил стереть границы между художником и ремесленником и создать творца нового образца.
Вальтер Гропиус
Основатель и главный идеолог школы Баухаус Вальтер Гропиус начинал карьеру вместе со звездами архитектуры Ле Корбюзье и Мис ван дер Роэ в мастерской Петера Беренса. Гропиус управлял школой до 1925 года и за это время успел не только сформировать известный нам образ Баухауса, но и непривычную для учебного заведения творческую атмосферу, в которой родился новый тип студента-художника.
Дессау
В 1925 году школа из-за проблем с финансированием переезжает из Веймара в Дессау. Ее основатель Вальтер Гропиус проектирует новое здание, ставшее впоследствии символом Баухауса. Простое, прямолинейное и при этом продуманное до мелочей строение вместило общежитие, учебные классы, ремесленные мастерские и столовую, которая запросто превращалась в театральную площадку.