Сопротивление бесполезно. Почему нельзя запрещать онлайн-доставку лекарств
Запрет доставки лекарств интернет-магазинами выглядит как попытка остановить паравоз, бросившись на рельсы
Доставка чего угодно — современный тренд, причем в любой сфере бизнеса. Доставляют все: от бытовой техники до продуктов питания. Доставку требует рынок, новые привычки потребителей, она становится нормой в разных бизнесах, и неспроста в фарме ее обсуждают уже лет пять, если не больше. Лет через двадцать наши дети будут удивляться, что их родители и бабушки с дедушками жили во времена, когда что-то нельзя было заказать в интернете.
Давайте посмотрим на статистику онлайн-покупок в США, которые традиционно предвосхищают наши тренды: американцы от 35 до 54 лет совершают 47% всех онлайн-покупок, следующая группа миллениалы — они составляют 18,6% от общего числа онлайн-покупателей. По прогнозам специалистов, примерно через пять-десять лет категории 35-47 понадобятся два и более наименований лекарств в год, и они уже готовые пользователи онлайн-аптек со сформировавшимся потребительским поведением. Аналитики предполагают, что это поколение, для которого наиболее комфортно покупать в интернете, станет главным пользователем доставки лекарств, а в перспективе их армия пополнится миллениалами, которые вообще не представляют себе мир без онлайн-шопинга.
Доставка лекарств в Европе и США уже разрешена в том или ином виде. В Европе она является спасением для потребителей и крайне востребована, потому что круглосуточных аптек почти нет, а остальные редко работают позже 16:00-17:00. В России с этим проблем не испытывают, но тренд выпускать из виду все же не стоит.
Российская статистика также показывает уверенную динамику: исследования компании GfK говорят, что примерно 40 млн россиян совершают покупки онлайн. Более 82 млн пользуются интернетом, и их число растет кратно, причем возрастная категория «от 55» за последний год выросла на четверть.
Что это, если не грядущее глобальное изменение потребительского поведения? Драма, развернувшаяся между интернет-магазином Ozon.ru, Союзом профессиональных фармацевтических организаций и надзорными органами — лишь первая ласточка. К доставке лекарств в любой момент могут подключиться серьезные игроки с готовыми логистическими компетенциями и ресурсами, такие как Яндекс, Аптека.ру, ЗдравСити, ряд крупных аптечных сетей. Все зависит от того, кто увидит в этом новые возможности и какую ценность в итоге будет нести сервис для конечного потребителя.