Черным по белому
Дебютный роман Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза» буквально сотряс отечественную литературу. Она написала вторую книгу, запланировала третью и стала лауреатом премии GQ Super Women. Мы постарались узнать ее поближе.
«Мой первый роман «Зулейха открывает глаза» называют феминистским, но я спокойно к этому отношусь, — говорит Гузель Яхина. — В России женщина давно эмансипирована». Мы встретились с писательницей, чтобы поговорить о роли женщины в литературе и в обществе. Казалось бы, тема должна быть близка именно Яхиной, чей дебютный роман о молодой татарской крестьянке в годы раскулачивания стал примером стремительного международного успеха женщины-писателя. Но сама Гузель считает свою книгу скорее поколенческой, чем феминистской, хотя не отрицает, что проблема эмансипации в ней есть: «Четырежды Зулейха открывает глаза — и каждый раз оказывается в новом окружении». Для Яхиной жизнь поколения тех, кто родился в 1910‑1920‑е годы, была подвигом, неважно, рассказывает ли она о бабушке, которая стала прообразом Зулейхи, или о деде, который «был беспризорником, выживал в Туркестане, спал с верблюдами». «Их судьбы, с нашей точки зрения, кажутся героическими, романными, но для них это была обычная жизнь, и понятие подвига было другое».
За книгу «Зулейха открывает глаза» (2015) Гузель Яхина взялась, когда «желание написать хотя бы один роман в жизни окончательно перевесило боязнь что-то изменить». Она отказалась от рабочих проектов, пошла учиться на сценариста в Московскую школу кино и одновременно стала писать. Роман был готов через восемь месяцев. «Это был, конечно, прыжок в пустоту» — но в итоге «Зулейха» получила сразу две крупнейшие премии: «Ясную Поляну» и «Большую книгу», переведена уже на 20 с лишним языков, а на встречи с Гузель Яхиной — обсудить «Зулейху» и второй роман «Дети мои» (2018) — приходят сотни читателей.