A Complete Unknown. Как менялся Боб Дилан
В августе 2023 года начнутся съемки фильма Джеймса Мэнголда A Complete Unknown, посвященного «электрическому» периоду творчества Боба Дилана. Главную роль в картине исполнит Тимоти Шаламе. О том, кто такой Боб Дилан и как менялась его музыка, — в материале «Сноба»
Боб Дилан (настоящее имя Роберт Циммерман) родился 24 мая 1941 года в Дулуте, штат Миннесота. Все свое детство он провел в шахтерском городе Хиббинг, где самостоятельно научился играть на гитаре и пианино. Уже тогда Дилан был поклонником творчества Вуди Гатри — американского кантри-исполнителя, популярного в 40–50-е годы XX века. На волне интереса к фолку он начинает записывать кавер-версии народных песен, играет в нескольких группах. В 1960 году Дилан после года обучения бросает университет и всерьез решает заняться музыкой. Зимой 1961 года он переезжает в Нью-Йорк и начинает выступать в кофе-хаусах на Гринвич-Виллидж, где в то время начинала формироваться американская фолк-сцена.
Музыка протеста
В начале 1960-х атмосфера холодной войны накаляется, набирает обороты движение за гражданские права. На этом фоне Дилан под влиянием своих знакомых из левой среды начинает писать на политические темы. Если прежде сюжеты его песен были абстрактными и идеалистическими — как Blowin’ in the Wind 1959 года, — то теперь в них появляется конкретный социальный посыл: музыкант активно поддерживает протесты против американского правительства (The Times They Are A-Changin’), критикует имущественное расслоение и коррумпированную систему правосудия (Lonesome death of Hattie Carroll) и предупреждает о скорой ядерной войне (A Hard Rain’s a-Gonna Fall). Его песни широко расходятся в кругах протестной молодежи. Благодаря своей известности музыкант живет в Нью-Йорке у знакомых по Гринвич-Виллидж и выступает на телевидении. Тогда же он заводит романтические отношения с Джоан Баэз — еще одной легендой американской кантри-сцены.
Дилан этого периода звучит и одевается просто: образ музыканта-пацифиста в поношенной джинсовой рубашке с акустической гитарой в руках — отсюда. И хотя в массовой культуре Дилана в основном помнят именно таким, в первой половине 1960-х его взлет только начинается.
Электрическая революция
В 1965 году музыкант начинает экспериментировать со звучанием. В альбоме Bringing It All Back Home появляются электрогитары, неприемлемые для фолк-музыки того времени. В следующих за ним релизах Highway 61 Revisited и Blonde on Blonde звук становится еще тяжелее. Тематически творчество Дилана все больше дрейфует в сторону индивидуальной проблематики: певец начинает говорить о личной отчужденности (Ballad of a Thin Man), предлагает игнорировать общественные условности, вместо того чтобы противостоять им (Like a rolling stone), что никак не вяжется с его прежним образом. Из известного в узких кругах фолк-певца он постепенно