6 советских и российских фильмов — лауреатов Каннского фестиваля
Во Франции завершился 77-й Каннский кинофестиваль. Главную награду — «Золотую пальмовую ветвь» — забрал фильм «Анора» американского режиссера Шона Бейкера с участием российских актеров: Юры Борисова, Марка Эйдельштейна, Алексея Серебрякова и Дарьи Екамасовой. «Сноб» вспоминает шесть отечественных картин, которые в разные годы покорили Канны
«Летят журавли»
Михаил Калатозов, 1957
Главный приз Каннского фестиваля — «Золотую пальмовую ветвь» — получила лишь одна отечественная картина. В 1958 году жюри присудило награду драме «Летят журавли» с Алексеем Баталовым и Татьяной Самойловой в главных ролях. Это черно-белый художественный фильм о двух влюбленных, которых разлучила война. Кинолента снята по мотивам пьесы «Вечно живые» — ее написал драматург Виктор Розов в 1944 году. Спустя 13 лет режиссер Михаил Калатозов предложил автору адаптировать эту историю для большого экрана.
Во Франции картина шла в кинотеатрах под названием «Когда улетают аисты» и пользовалась огромным успехом — ее посмотрели 5 миллионов 300 тысяч зрителей. В СССР о триумфе фильма в Каннах сообщили лишь в небольшой заметке в газете «Известия». В 1957 году лента заняла 10-е место в отечественном прокате, ее посмотрело более 28 млн зрителей. Для сравнения: лидером кинопроката в тот год стала картина «Тихий Дон» — 46,9 млн человек. После показа «Летят журавли» героиня Татьяны Самойловой подверглась жесткой критике властей. Никита Хрущев, посмотрев фильм, так разозлился из-за измены Вероники, что назвал ее девушкой легкого поведения.
«Великий перелом»
Фридрих Эрмлер, 1945
Гран-при — вторая по значимости награда Каннского кинофестиваля, которая вручается фильму в основном конкурсе — получили сразу несколько отечественных кинолент. «Великий перелом» режиссера Фридриха Эрмлера вошел в программу основного конкурса самого первого Каннского фестиваля 1946 года: тогда главный приз разделили между 11 фильмами из разных стран. Картина рассказывает о судьбах участников Сталинградской битвы.
«Мысль о создании фильма, посвященного образу советского Полководца, возникла еще в феврале 1942 года. Разгром немцев под Москвой — вот первый толчок для возникновения нашего замысла. Выдвинулись люди, которые должны были стать прототипами наших героев, — на весь мир прозвучали имена победоносных полководцев. В полной драматизма обороне и в законченных образах наступательной операции угадывался нужный нам сюжет», — говорили режиссер Фридрих Эрмлер и сценарист Борис Чирсков.