Кубок «Америки»: мифы, времена и люди
До розыгрыша 37‑го Кубка «Америки» остались считаные месяцы. Самое время вспомнить, как все начиналось. Но 173 года жизни старейшего в мире спортивного трофея не уложить в пару статей. Про него написаны десятки книг. Мы лишь хотим припомнить некоторые важные моменты, наиболее значимые имена и исторические детали, мифы и легенды, без которых Кубок «Америки» не обрел бы своего уникального статуса.
Время джентльменских пари
Два века назад парусные гонки, как и сейчас, были элитарным развлечением. В мае 1851 года, в преддверии готовящейся в Лондоне Всемирной выставки, командор британского Королевского яхт-клуба (Royal Yacht Squadron) граф Уилтон решил привлечь к состязаниям состоявшие в нем иностранные парусники. Чтобы продемонстрировать преимущества американского яхтостроения и заработать на гонках, основатели Нью-Йоркского яхт-клуба уже строили на верфи Уильяма Брауна яхту America, на которой собирались отправиться в Англию. Цена лодки по тем временам была очень высокой — $ 30 000. Но и контракт отличался особыми условиями: если America потерпит неудачу в Англии, верфь будет обязана выкупить ее обратно.
При строительстве шхуны America использовалась древесина нескольких пород деревьев: шпангоуты, скрепленные железными диагональными балками, были выполнены из белого дуба, акации, кедра, каштана и американской лиственницы; трехдюймовая обшивка, скрепленная медью, — из белого дуба; палубы — из желтой сосны толщиной 2,5 дюйма, а комингсы — из красного дерева. Яхта получила низкий корпус с вогнутым форштевнем. Плоские паруса из хлопка, включая стаксель, крепились к рангоуту, — необычное решение для того времени. Большинство лодок той эпохи несли более полные льняные паруса, которые требовали смачивания водой, чтобы сделать переднюю шкаторину тугой и жесткой. Про America говорили, что широкая мачта могла закрывать собой весь грот.
Свидетельство о регистрации, выданное нью-йоркской таможней, гласило, что длина America составляет 93 фута 6 дюймов, ширина — 22 фута 6 дюймов, осадка — 9 футов, а водоизмещение — чуть больше 170 т.
Несколько суточных переходов по 200 миль и один — 284 мили — это были рекордные для того времени показатели преодоления Атлантики.
В истории Кубка «Америки» нашлось место страстям разного рода. Шпионаж, правонарушения, политика, интересы бизнеса и личные амбиции — не менее важные двигатели этих состязаний, чем спортивный азарт
Подготовка к сражению
Английский гафельный тендер Laverock обнаружил America 1 августа на якоре в Соленте и тут же пригласил погоняться. В неформальной гонке «американка» победила, и весть об этом быстро разлетелась. Но управлявший ею глава Нью-Йоркского яхт-клуба Джон Стивенс, похоже, все‑таки был обеспокоен возможностями яхты. Бросив вызов английскому яхт-клубу, он ставил выгодные только «Америке» условия: гонка должна быть офшорной, только для шхун, без гандикапа и при ветре более шести узлов. Никто на эти условия не пошел. Новое пари со ставкой £ 10 000 тоже не прибавило желающих состязаться.
Две недели «Америка» простояла в Каусе без дела. Местная пресса развела шумиху, обвинив британских яхтсменов в пассивности. Под напором критики Королевский яхт-клуб предложил гонку на дистанции длиной 53 мили вокруг острова Уайт. Призом за победу выставили кубок из серебра весом 134 унции и ценой £ 100.
Гонка вокруг острова Уайт
Гонка состоялась 22 августа 1851 года. Все ставки были сделаны на американскую яхту. После неудачного старта America шла пятой за Beatrice, Aurora, Volante и Arrow. К востоку от острова Уайт у маяка Наб возникла ситуация, о которой спорят до сих пор. Джентльменский договор и традиция местных гонок предписывали яхтам огибать маяк правым бортом. Но британский лоцман Роберт Андервуд, который находился на борту «Америки», направил шхуну вдоль берега, оставив Наб слева по борту и заметно срезав путь. Он заявил, что в правилах гонки не было строгого указания насчет Наба. По мнению некоторых историков Кубка «Америки», именно это позволило американцам получить преимущество почти в час.