Швеция находится в десятке мировых экспортеров вооружения

Популярная механикаHi-Tech

Меч викингов

Текст: Олег Макаров

0:00 /
715.677

Швеция занимает на карте довольно много места, но население этой скандинавской страны едва превышает 10 млн жителей. Страна давно не воевала; последний бой ее армии отгремел в 1809 году – это была русско-шведская война, итогом которой стало вхождение Финляндии в состав российской империи. И все же – вот странно! – это маленькое северное миролюбивое государство находится в десятке мировых экспортеров вооружения.

На самом деле, технологически развитая Швеция обладает и весьма продвинутым военно-промышленным комплексом, который дает возможность оснащать собственную армию высокотехнологичными (а порой и самыми передовыми) системами вооружения, которые также имеют успех на рынках разных стран.

Все началось с аэропланов

Чтобы приступить к обзору самых интересных продуктов шведского оборонпрома, сначала воспарим в небеса. Компания SAAB, многим известная по канувшему в небытие автомобильному бренду, начиналась на самом деле как авиастроительная фирма. Аббревиатура в ее названии расшифровывается как Svenska Aeroplan Aktiebolaget – акционерное общество «Шведские аэропланы». Компания процветает и по сей день и по-прежнему выпускает самолеты. Военные. 

Производством реактивных истребителей SAAB занялась, лишь немного отстав от ведущих авиационных держав. В 1951-м на службу поступил SAAB 29, прозванный летающей бочкой за короткий бочкообразный фюзеляж. За ним последовали истребители под кодовыми именами Lansen, Draken, Viggen. Производство последнего завершилось в 1990-м, но еще раньше – с 1979 года – начались работы по проектированию новейшего многофункционального (борьба с воздушными, наземными и морскими целями плюс разведка) истребителя. Пока эти работы шли, в шведском риксдаге (парламенте) имеющая относительное большинство социал-демократическая партия пыталась заблокировать проект, ссылаясь на непомерные расходы, которые влечет за собой создание национальных истребителей. Проект висел на волоске, но все же получил в риксдаге одобрение. В 1996-м году на вооружение был принят SAAB Jas 39 Gripen («Грифон») в первой модификации. Однако по-настоящему продвинутой получилась совершившая первый полет в 2017 году версия JAS 39E Gripen.

Выдающаяся малошумность. Субмарин класса Gotland. Привлекла внимание американских ВМС. В 2005– 2007 годах одна из подводных лодок этого класса была арендована военными США для участия в противолодочных учениях.

Маленький убийца?

По своей насыщенности современной авионикой эта модификация может соответствовать поколению 4+++, что позволило одному хвастливому шведскому генералу даже обозвать самолет «убийцей “Су”». Надо сказать, что Gripen точно не одноклассник тяжелому семейству Су-27, даже по сравнению с легкими истребителями типа F-16 или МиГ-35 он весьма невелик. Однако в версии E самолет все-таки подрос: его максимальная взлетная масса увеличилась с 14 до 16,5 т. Стало возможным брать на борт в полтора раза больше топлива и разместить на машине десять (вместо восьми) точек внешней подвески. Ради всего этого на модификацию установили более мощный турбовентиляторный двигатель F414-GE-39E с форсажной камерой. Но самые большие изменения коснулись комплекса БРЭО. Вместо импульсно-доплеровской РЛС новый Gripen получил локатор с активной фазированной антенной решеткой, который дополняется инфракрасной оптико-локационной станцией, позволяющей в пассивном режиме получать тепловую картинку пространства. Утверждается, что сенсоры самолета способны распознавать объекты типа «стелс» (с низкой ЭПР) за пределами видимости. Таким образом, новый «Грифон», будучи насыщенным новейшим оборудованием, стал определенно видеть дальше, больше и раньше. Причем информационноуправляющая система JAS 39E построена таким образом что по мере устаревания и замены элементов БРЭО любую новинку можно прописать в виде отдельного приложения, примерно так же, как мы устанавливаем приложения на смартфоне, – нечто подобное применяется в самолетах 5-го поколения. Первым получателем нового «Грифона» станут ВВС Бразилии.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Слон» на трансзвуке «Слон» на трансзвуке

Грузовая авиация работала, спасая мировую экономику

Популярная механика
Ассорти для героя Ассорти для героя

Большой шоколадный квест по Бельгии

Вокруг света
Нечеловеческий секс Нечеловеческий секс

Почему мы все еще занимаемся сексом по старинке – с живыми людьми?

Популярная механика
Художник, придумавший человечков, которых ты видишь на всех знаках и указателях Художник, придумавший человечков, которых ты видишь на всех знаках и указателях

Впервые фирменные пиктограммы Отто Эйчера появились на Олимпиаде в Мюнхене

Maxim
Нетихие планеры Нетихие планеры

Самовзлетные планеры, разработанные в пензенском КБ «Авиастроитель»

Популярная механика
Как выбрать швейную машинку для домашнего использования: разбираем особенности Как выбрать швейную машинку для домашнего использования: разбираем особенности

Как выбрать швейную машину, которую удобно использовать дома для шитья

CHIP
Дроны в погоне за картой Дроны в погоне за картой

Человечество до сих пор не составило полную карту своей собственной планеты

Популярная механика
Как Haval российский рынок завоёвывает Как Haval российский рынок завоёвывает

Когда Haval выходил на наш рынок, многие откровенно смеялись

4x4 Club
Под водой? Над водой? Под водой? Над водой?

Поговорим о мостах и тоннелях, служащих переправами между близкими частями суши

Популярная механика
Как пенис меняется с годами: 5 метаморфоз, с которыми ты можешь столкнуться Как пенис меняется с годами: 5 метаморфоз, с которыми ты можешь столкнуться

Какие-то изменения полового члена можно избежать, а какие-то неминуемы

Playboy
Иллюзия успеха Иллюзия успеха

Четыре истории о талантливых мастерах пускать пыль в глаза

Популярная механика
Максим Матвеев: «Искать баланс между карьерой, семьей и хобби – счастливая работа» Максим Матвеев: «Искать баланс между карьерой, семьей и хобби – счастливая работа»

Актер Максим Матвеев – как его герой заставляет людей выйти из зоны комфорта

Grazia
Время ускорять, время сталкивать Время ускорять, время сталкивать

В Подмосковной Дубне продолжается строительство комплекса NICA

Популярная механика
Пространство для маневра Пространство для маневра

Модница Ксения Чилингарова закончила ремонт в квартире

Tatler
Тайна форсажного пламени Тайна форсажного пламени

Что такое форсаж?

Популярная механика
Маневры на поле конституции. В чем смысл спешно принимаемых поправок к основному закону страны Маневры на поле конституции. В чем смысл спешно принимаемых поправок к основному закону страны

Президентские поправки к конституции РФ уже в первом чтении приняла Дума

Forbes
Судоходная Арктика Судоходная Арктика

Беспрецедентное по масштабам строительство судов ледового класса в России

Популярная механика
В стране оленьей В стране оленьей

Финская Лапландия – сказочный, волшебный край

Psychologies
Короли неба Короли неба

Реактивный моделизм не зря называют королевским видом спорта

Популярная механика
«Дело Ричарда Джуэлла»: крепкая драма Клинта Иствуда про теракт на Олимпиаде в Атланте, где герой становится подозреваемым «Дело Ричарда Джуэлла»: крепкая драма Клинта Иствуда про теракт на Олимпиаде в Атланте, где герой становится подозреваемым

Клинт Иствуд снял крепкое и актуальное в эпоху fake news кино

Esquire
10 арктических машин 10 арктических машин

Десять достойных упоминания арктических вездеходов

Популярная механика
Связи с общественностью Связи с общественностью

Основательница бренда I AM STUDIO — о новых правила общения с клиентами

OK!
Единственные и неповторимые Единственные и неповторимые

Гонки электромобилей – чемпионат для современного автоспорта уникальный

Популярная механика
Мужчина для битья: почему современный мужчина так часто испытывает чувство вины Мужчина для битья: почему современный мужчина так часто испытывает чувство вины

И почему ему иногда от этого хорошо, а иногда — плохо.

Maxim
«Лебедь» возвращается «Лебедь» возвращается

Ту-160 сегодня готовится ко второй жизни

Популярная механика
Хочу поговорить Хочу поговорить

Лучший способ понять, чего вы ждете друг от друга в постели, — обсудить это

Добрые советы
Новая «Арктика» Новая «Арктика»

Атомоходы ЛК-60Я заменят ледоколы прошлых поколений

Популярная механика
В поисках лучшей ёлки: самые высокие новогодние деревья в мире В поисках лучшей ёлки: самые высокие новогодние деревья в мире

Предлагаем посмотреть подборку самых больших и необычных рождественских деревьев

Cosmopolitan
Восток и его обитатели Восток и его обитатели

В озере Восток под ледовым щитом Антарктиды есть жизнь

Популярная механика
Сэм Мендес: «Они не хотят друг друга убивать, но должны. Вот что такое война» Сэм Мендес: «Они не хотят друг друга убивать, но должны. Вот что такое война»

Интервью с главным претендентом на «Оскар» 2020

Maxim
Открыть в приложении