Русская азбука
Среди тысяч вещей, составляющих код национальной идентичности условного жителя России, выбрали 33 – по числу букв в алфавите. Удобный план для исследований во время путешествий по стране – как говорится, эксплорьте и энджойте!
А — Абашевская игрушка
Этот художественный промысел родом из Пензенской области существует два столетия. Забавные свистульки в виде животных и сказочных персонажей, расписанные яркими эмалевыми красками, создаются художниками вручную. Как правило, у фигурок удлиненное тело, короткие, широко расставленные лапы и маленькая голова на тонкой шее, увенчанная рогами или гривой. Примечательно, что изготовление игрушек было сугубо мужским делом, секрет лепки передавался от отцов к сыновьям. Обучать начинали с 8 лет. Мастер забирался в горн, круглое сооружение из огнеупорного кирпича, ему подавали будущие изделия, которые нужно было заложить каланчиками (осколками битой посуды), а уж затем обжечь и раскрасить. В самые плодотворные времена в Абашево насчитывалось 160 хозяйств, где работали династии гончаров. Их игрушки появлялись на выставках в Москве, Лондоне, Париже.
Б — Баклуши
Кто из нас не мечтал хоть разок побить баклуши? В Ярославской области это делают с завидным постоянством. И вовсе не лодырничают, а мастерят деревянные чурки – заготовки для ложек и другой домашней утвари. Несмотря на клубы пыли, работа эта всегда считалась непыльной – так и появилось выражение «бить баклуши», то есть бездельничать. Об особенностях такого житья-битья рассказывают в Музее баклуши в поселке Семибратово (ул. Советская, 78).
В — Валенки
Место прописки этой традиционной теплой и практичной обуви, конечно, деревня, но все чаще войлочные сапоги прорываются и на подиумы, а оттуда – на улицы больших городов. Случаются и более оригинальные варианты применения: мини-валенки как необычную забавную игрушку можно повесить на елку. Такую пару из овечьей шерсти размером всего 6 мм по длине ступни однажды ювелирно сконструировал Валерий Соколов. Его семья уже более двадцати лет валяет по старинной технологии валенки самых разных размеров и моделей. Окажешься в Кинешме, не будь валенком – непременно понаблюдай за процессом и выведай у ребят профессиональные секреты, тем более что они их и не скрывают (ул. Фрунзе, 6).
Г — Гжель
Одна из визитных карточек страны – вид русской народной росписи, относящийся к бело-голубой керамике. Гжельский куст – объединение 27 деревень, где она производится, – расположен, как ни странно, вблизи Москвы: 60 км в сторону Мурома – и ты на месте. Оды гжельским глинам пел еще Михаил Ломоносов, сравнивая их феноменальную белизну с чистотой и невинностью девственниц. Первые предметы из фарфора и фаянса в узнаваемой стилистике (будто видишь старую майолику) появились в начале XIX века. Далее технологии лишь совершенствовались. А 70 лет назад был создан специальный атлас мазков для унификации стиля продукции, так что превратиться в хохлому у гжели теперь нет ни единого шанса.
Одни что-то мастерят, другие расписывают. Ремесла, безусловно, украшают жизнь, делают ее не такой скучной и бессмысленной
Д — Деревянный дом
Самый распространенный материал русской избы – бревна – был в ходу еще у славян. Срубный жилой дом с печью в один или два этажа, иногда с дощатой обшивкой, как бы противопоставляет себя хате-мазанке, популярной «на югах». Интересно, что по изначальной задумке классическая изба представляла собой разборную конструкцию и в теории могла перевозиться на плотах по рекам на дальние расстояния в виде бревен, хотя практиковалось подобное редко. Устанавливался дом прямо на грунт или на столбы, полы в нем на первых порах были земляные.
Кровать в избе довольно долго играла декоративную роль: хозяева спали на полу или на лавке
Е — Елей
Оливковое масло с примесью благовоний – незаменимая вещь в русской православной церкви: «одинаково полезно» и при таинстве крещения (символ благодати наряду с ладаном и миррой), и как горючее вещество для лампад, да и на светлом лике матушки не пропадет – как естественное косметическое средство. Правильный елей имеет жгучий привкус и чуть зеленоватый оттенок, а еще он белеет, если температура воздуха в комнате, где он находится, составляет ниже восьми градусов тепла. Кстати, гидролаты – ароматную воду на основе эфирных масел – можно приготовить самостоятельно с помощью дистиллятора и применять, например, для ухода за лицом и бородой или в качестве освежителя воздуха для помещений.
Ё — Ёлка
Европейский символ Рождества, прижившийся еще в царской России, сто лет назад попал в немилость как нечто буржуазное, то есть совершенно недопустимое. Целую пятилетку елка в СССР была в изгнании, пока в 30-е годы в газете «Правда» не вышла статья, где один из партийных деятелей того времени Павел Постышев назвал идеологические нападки на дерево «левым загибом» и предложил реабилитировать праздничную елку, сделав ее не рождественской, а новогодней.
Кто виноват и что делать
- Для украшения принято использовать елочные игрушки, мишуру, дождик и бусы.
- Дерево непременно подсвечивают – при помощи фонариков, гирлянд и даже «оптоволкна».
- Под елку кладут подарки, причем во многих российских семьях – в ночь на 31 декабря.
- Аналоги ели есть во многих странах: в Японии кадомацу (дословно «сосна у входа»), во Вьетнаме – кэйнеу (бамбуковая палка с листьями), в Грузии – чичилаки (ветвь орехового дерева) и т.п.
Ж — Жостово
Расписной поднос с цветочными мотивами – ровесник восстания декабристов: промысел появился в 1825 году в подмосковном поселке Жостово как аналог более ранней тагильской лаковой подносной росписи. Первые жостовские подносы изготавливались из папье-маше, как и выпускавшиеся вместе с ними табакерки, марочницы и шкатулки, и лишь позднее стали «отливаться» в металле. Рисунок выполнялся масляными красками в несколько слоев по так называемому замалёвку, также в ход шли лак, металлический порошок, сусальное золото (поталь), перламутр. В отличие от росписи-предшественницы, жостовская сразу была ориентирована на вкусы максимально широкой аудитории, поэтому на подносах мы видим более пышные, кричаще-броские сюжеты, по-видимому, и обеспечившие ей такую популярность. Сейчас жостовское дело по-прежнему «цветет и пахнет», конкуренцию ему может составить разве что хохлома да уже упомянутая здесь гжель.
Жостовские подносы явно сыграли на руку этой азбуке: уж раз в алфавите есть буква «ж», то пусть она будет хотя бы симпатичной
З — Заедки
На Руси не знали слова «десерт», лакомства называли заедками или верхосытками. Были они, понятно, на вес золота. Сахар как таковой не всякий мог себе позволить, и в тех домах, где его не было, пили чай с парёнками – подсушенными в печи кусочками свеклы или моркови. Первое упоминание о леденцах относится к 1489 году. Чтобы придать им пряный вкус, в них добавляли имбирь или корень цветка ириса. Познакомиться с конфетами прошлого теперь легко – благодаря Музею русского десерта в Звенигороде (ул. Фрунзе, 23/2), где тебя угостят пирогами, пряниками-коврижками и иван-чаем (иначе – кипрей). А заодно расскажут о буфетах, где хранились заедки: на площади 400 квадратных метров в доме купчихи Фокиной 1868 года, где находится музей, их собрано немало.
И — Иконопись
Это искусство начало утверждаться в наших широтах с тех пор, как князь Владимир (тот, который Ясно Солнышко), привез несколько святынь из Херсонеса. Религиозные композиции, выполнявшиеся на киотах – деревянных досках, холстах или металлических пластинах в технике энкаустики, позднее – темперы, мозаики и масляной живописи, создают и сегодня. В России немало мест, где можно узнать об иконописи в деталях, например, дом семьи Топорковых (Ярославская обл., Ростовский р-н, пгт Петровское, ул. Подгорная, 95), которая пригласит к себе по предварительной записи на экскурсию и приоткроет для тебя весь процесс – от подготовки киоты, которая занимает 7–10 дней, до собственно написания иконы (еще 2 месяца согласно канону).