25 экранизаций Стивена Кинга, которые страшнее «Кладбища домашних животных»
Слабонервным лучше отойти от экрана!
Новая экранизация романа Стивена Кинга «Кладбище домашних животных» вызвала смешанные отзывы критиков и едва ли повторит успех культового оригинала. Одна из главных претензий к картине — она, хоть и сделана добротно, почти не пугает, а для хоррора это не самая лучшая рекомендация. Поэтому мы выбрали 25 других фильмов по Кингу, среди которых есть как шедевры, так и опусы ниже среднего, но каждый из них способен вызвать у зрителей мурашки.
Важно отметить, что в рейтинге собраны не лучшие, а самые страшные экранизации, поэтому в нем нет многочисленных произведений, не попадающих под определение хорроров: «Побега из Шоушенка», «Останься со мной», «Зеленой мили», «Бегущего человека», «Долорес Клейборн» и других.
В подзаголовке к каждому фильму мы выделяем главный исследуемый в нем страх.
25«Дети кукурузы» (1984)
Боязнь детей
Семейная пара, путешествующая по Небраске, случайно сбивает на дороге ребенка и вынужденно отправляется в ближайший город, где тремя годами ранее произошли загадочные события: взбунтовавшиеся дети под предводительством демонического мальчика Исаака объявили культ кукурузного бога, требующего человеческих жертв, и вырезали подчистую всех взрослых.
Лента получила в основном неодобрительные отзывы критиков, однако несколько раз окупилась в прокате, стала культовой и породила целую франшизу и множество пародий, а образ главного злодея в исполнении Джона Франклина (актеру, страдающему недостатком гормона роста, на момент съемок было 24 года) стал меметичным еще до появления слова «мем».
24«Максимальное ускорение» (1986)
Боязнь машин и электроприборов
Устав от череды неудачных, по его мнению, экранизаций (среди которых было, например, «Сияние» Стэнли Кубрика) Кинг, засучив рукава, решил заняться устрашением киноманов самостоятельно. И сделал это с размахом и амбициями истинного дилетанта. Фильм собрал все клише эталонного «би-муви», от вырвиглазного монтажа и вычурной актерской игры до абсурдных сценарных решений и картонного насилия в кадре. Если бы писатель не подавал этот проект так серьезно, легко поверить, что он намеренно снимал самопародию.
Тем не менее, идея о «живых» машинах, столь изящно воплощенная в «Кристине», временами работает и здесь. После фильма еще долго не захочется подходить к электрическим ножам, автоматам с колой и уж тем более грузовикам.
23«Тайное окно» (2004)
Страх быть обвиненным в плагиате
Повесть «Секретное окно, секретный сад», по которой поставлен фильм, была для Кинга отчасти автобиографической: его самого обвиняли в плагиате, и дело дошло до суда, который, правда, завершился в пользу писателя. Однако ощущение ужаса перед возможным «разоблачением» преследовало фантаста еще очень долго.
Создатели «Тайного окна» почти не изменили фабулу книги, но несколько растеряли ее психологичность. Картина не провалилась в прокате только благодаря достойной игре Джонни Деппа и — особенно — Джона Туртурро, на удивление убедительного в роли маньяка-литератора.
23«Нужные вещи» (1993)
Ужасы консьюмеризма
Фильм по роману из так называемого «касл-роковского» цикла (в вымышленном городе Касл-Рок, штат Мэн, происходят события сразу несколько книг писателя) с Максом фон Сюдовом и Эдом Харрисом — это простая, но внятная притча о новом золотом тельце.
Загадочный торговец антиквариатом, в котором легко опознается Князь мира сего, за бесценок продает жителям «нужные» вещи (на самом деле — барахло вроде бейсбольной карточки и фарфоровой статуэтки), а взамен просит выполнить небольшую просьбу — сделать гадость соседу. Из искр взаимных претензий быстро вспыхивает пламя, и мирный американский город (ну как мирный, примерно как Догвиль Ларса фон Триера) превращается в Королевскую гавань из «Игры престолов».
«Нужные вещи» пугают не столько мистикой и насилием, сколько погружением (пусть и не слишком глубоким) в природу человека, сочувственно напоминая, на что мы порой способны ради хорошей скидки.
21«Лунатики» (1992)
Боязнь кошек (айлурофобия)
Лунатики здесь — не пришельцы с Луны и даже не ходящие во сне сомнамбулы (хотя оригинальное название «Sleepwalkers» отсылает именно к ним), а пара оборотней с кошачьими чертами, охотящиеся на девственниц с незапамятных времен.
Как и многие экранизации Кинга, этот фильм изобилует сценами и идеями, выходящими за рамки человеческого понимания: полицейского убивают початком кукурузы (да что у вас за проблемы с кукурузой, Стивен?), оборотень оказывается способен не только сделать свою машину невидимой, но и изменить ее марку (серьезно?), а зловещие мать и сын находятся не только в родственных, но и в интимных отношениях (без комментариев).
Спасает положение фантастическая работа гримеров, сделавших местных монстров во всех многочисленных инкарнациях настолько странновато-жуткими, что их образ намертво отпечатывается в сознании. «Лунатиков» стоит посмотреть и ради исполнителей главных ролей, двух символов ушедшей эпохи — Брайана Краузе (Лео из «Зачарованных») и Мэдхен Амик (Шелли из «Твин Пикса»).
20«Худеющий» (1996)
Страх телесных метаморфоз
Если у Цоя лучшее лекарство против морщин — это война, то у Кинга лучшее средство для похудения — это цыганское проклятье. Страдающий избыточным весом адвокат Билли Хэллек при весьма пикантных обстоятельствах сбивает на машине цыганку и спасается от тюрьмы благодаря своим связям в суде. Однако отец погибшей настаивает на справедливости, заставляя Билли сбрасывать по несколько килограммов в день без всяких упражнений и диет.
Поначалу это кажется почти что суперспособностью — главный герой ест все подряд и худеет, но со временем приходит осознание, что такими темпами он рано или поздно исчезнет.
К сожалению, ни режиссер Том Холланд, ни актеры не сумели использовать крепкую литературную основу в полной мере: игра и диалоги здесь выглядят слишком мелодраматичными и сериальными. И все же особый, кроненберговский страх перед необратимыми телесными изменениями (и речь не только об анорексии, но и, например, о кожных болезнях) фильм временами передает. А нигилистическая, опустошающая концовка в стиле финчеровского триллера «Семь» и вовсе требует отдельного обсуждения.
19«Калейдоскоп ужасов — 2» (1987)
Страх наказания за преступление
Если первый киноальманах «Крипшоу» (оригинальное название фильма) был пародийным и китчевым, но шедевром, то второй потерял большинство его положительных качеств: известных актеров вроде Лесли Нильсена и Эда Харриса, специфичный юмор и стильное оформление каждой истории. Да и монстры в новом калейдоскопе — лишь бледная тень оригинальных: в одной из новелл людей убивает (только не смейтесь) пятно на воде, и эта новелла — лучшая из трех.
Однако сиквел сохранил какой-никакой социальный посыл, а некоторые спецэффекты, в том числе с участием этого злосчастного пятна, вполне убедительны, даже несмотря на ограниченный бюджет.