Как заработать миллионы на открытом коде: от Red Hat до Nginx
Открытый код прошел путь от увлечения романтиков-нонконформистов до обычного инструмента для зарабатывания денег. Новые подходы позволяют корпорациям превращать бесплатные продукты с открытым кодом в мощный инструмент маркетинга
В 2019 году ИТ-компания F5 Networks приобрела российский проект с открытым исходным кодом Nginx за $670 млн. Эта сделка укладывается в новый тренд: сервисы с открытым исходным кодом превратились из альтруистичного способа создавать новые продукты в практичную бизнес-модель, ориентированную на получение прибыли.
До 2018 года компании, работающие по концепции open source (они открывали исходный код своих программ) провели только один крупный экзит (оценка стартапа рынком): в 1998 году провела IPO компания Red Hat. Проекты с открытым кодом — например, операционная система Linux — могли становиться крайне важным элементом множества систем, но практически не приносили прибыли владельцам.
Однако в прошлом году стало заметно, что open source стал способом вырастить миллиардный бизнес: Pivotal Software вышла на IPO, достигнув капитализации в $3,9 млрд в первый день торгов, Salesforce купила MuseSoft за $6,5 млрд. Знаковым событием стала покупка корпорацией IBM разработчика Red Hat за $34 млрд. Как компании изменили свой подход к разработке с открытым кодом, чтобы достичь миллиардной капитализации?
Немного истории
В 80-е годы прошлого века Ричард Столлман основал Free Software Foundation. Изначально идея была в том, чтобы программисты бесплатно делились своими разработками друг с другом. Никто не планировал коммерциализировать «открытый код». Однако все изменилось с созданием Red Hat.
Red Hat вышел на рынок в 1993 году с бесплатной операционной системой Red Hat Linux. Кстати, название Red Hat пришло от любимого головного убора основателя Марка Юинга. Основные деньги тогда зарабатывались на телефонной поддержке клиентов, и компания была довольно мелким игроком. Диски с Red Hat Linux стоили $29,95, а в интернете ПО и вовсе скачивалось бесплатно. Чтобы из маленькой рыбки на рынке превратиться в акулу, — поставщика корпоративного ПО уровня Oracle, — нужны были действия по увеличению прибыли в десятки раз в короткие сроки.
И вот в 2001 году в компанию пришел Пол Кормье, который предложил продавать расширенный «корпоративный» пакет Red Hat Linux и брать деньги в том числе за установку этого пакета и его техподдержку. Основное ПО в обычной версии по-прежнему оставалось бесплатным.
Это была первая поворотная точка в истории всех open source компаний. Rad Hat подала пример, как зарабатывать на открытом коде, сохраняя сообщество разработчиков-энтузиастов.