Гениальность: дар или проклятие?
Те, кого общество единодушно считает гениями, обычно воспринимают свою одаренность как тяжелое бремя. Этот крест они возлагают на себя добровольно и несут его до конца — как правило, в одиночестве. И если богиня красоты Афродита родилась из пены, то богиня гениальности, похоже, рождается в глубинах воспаленного сознания. Так что же это — проклятие или всего лишь следствие повышенной мозговой активности?
Итальянский психиатр Чезаре Ломброзо и русский генетик Владимир Эфроимсон в разное время пришли к одному и тому же выводу: гениальность — генетически обусловленное качество. Однако это мнение, кажется, можно запросто опровергнуть, если рассмотреть отдельные примеры. Мы знаем, что многие будущие гении росли в крайне бедных, а часто и дисфункциональных семьях. Сама ситуация рождала в них внутренний протест и желание что-то изменить.
Этому феномену может быть и другое объяснение. Так, Гете, например, считал, что гения из обычного человека делает стремление к истине.
Психологическая травма как источник неординарного мышления
Психиатр и автор книги «Соприкасаясь с огнем: маниакально-депрессивный психоз и художественный темперамент» Кей Релфилд Джеймисон пришла к выводу, что психические отклонения встречаются почти у 80% талантливых людей.
Причины расстройств часто следует искать в детстве: например, со многими будущими гениями жестоко обращались родители. Многих из них уже во взрослом возрасте преследовали беды, несчастия и прочие травматичные ситуации, справиться с которыми под силу не каждому. В наиболее острые моменты у гениев зарождалось неординарное мышление. Негативные эмоции служили стимулом для поиска необычных творческих решений.
Уже упомянутый генетик Владимир Эфроимсон считал, что гений не может создавать без социума: только благодаря ему творение получает отклик. А значит, гениальность — способ как трансформировать свои травмы, так и быть услышанным, понятым.
Большинство произведений Николая Гоголя были пропитаны мистикой: писатель придавал собственным страхам форму причудливых историй, пытаясь как-то трактовать необъяснимые явления в своей жизни. А Вольфганг Амадей Моцарт сам приговорил себя к смерти в «Реквиеме», попрощавшись с его помощью с нашим миром. Рассмотрим еще несколько случаев, когда патология послужила толчком к созданию шедевров.