Разговор с Вадимом Дудой о настоящем и будущем библиотек

Знание – силаОбщество

«Во всем дойти до самой сути…»

Беседовали Игорь Харичев и Анна Кречетова

О настоящем и будущем библиотек мы беседуем с Генеральным директором Российской государственной библиотеки Вадимом Валерьевичем Дудой. Вадим Валерьевич начал свою трудовую деятельность в библиотеке МАИ в 1984 году. В 1991 году он окончил МАИ по специальности «инженер-механик», защитив диплом на английском языке. В 2005 году получил степень МВА (American Institute of Business and Economics). С 1991 по 2018 год на различных должностях занимался развитием международного сотрудничества, продвижением информационных технологий, открытием новых направлений в ИТ-индустрии, занимал пост директора Департамента информационной политики и международных связей Министерства культуры России.

В 2015—2018 годах – генеральный директор Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы имени М. И. Рудомино. С 2018 года возглавляет «Ленинку» – так многие продолжают называть главную библиотеку страны. Область научных интересов Вадима Валерьевича: инновационные технологии в культуре и государственном управлении.

Вадим Валерьевич – вице-президент Российской библиотечной ассоциации, президент Библиотечной Ассамблеи Евразии, вице-президент Национальной библиотечной ассоциации «Библиотеки будущего», координатор федерального проекта Минкультуры России по созданию модельных библиотек в регионах России.

«Знание – сила»: Вадим Валерьевич, мы живем в такое время, когда мобильные телефоны, интернет – неотъемлемая часть нашей жизни. Значительный объем информации мы воспринимаем сейчас через видеоматериалы. Возникает вопрос о роли книги: будет ли она меняться, будет ли сохраняться? Да, есть книги бумажные, есть их электронные аналоги, и последние всё шире входят в нашу жизнь. Конечно, останутся люди, которым будет приятнее брать в руки бумажный экземпляр произведения. В любом случае, книги и библиотеки будут меняться. Но как?

Вадим Дуда: Наверное, все согласны с тем, что книга является главным источником знаний, основным. А помните, в 1970‑е годы ходили такие слепые копии, сделанные на пишущей машинке: «Архипелаг ГУЛАГ», «Раковый корпус» и еще много произведений, которые в магазинах не продавались – а эти стопки листков были книги или нет?

ЗС: Ну… в принципе, тогда надо говорить о текстах.

В. Д.: Да, и, кажется, мы приходим вот к чему: не надо концентрироваться только на форме. Те полуслепые копии на папиросной бумаге (помните, их печатали, по-моему, по пять или даже десять копий на пишущей машинке) – я не могу назвать книгой. Но ведь там важно было содержание…

Я думаю, дело не в форме, дело не в том, что это – гаджет, или книга, или какой-то еще носитель информации. Важно, чтобы мы имели дело с хорошими, проверенными текстами, документами. Надо, чтобы сохранился сам дух, который был когда-то, и часто ведь бывает – помните, как у Пастернака:

«Во всем мне хочется дойти до самой сути,
В работе, в поисках путей, в сердечной смуте…»

Формат не так важен. Сейчас мы пришли к какому-то балансу между электронными и печатными книгами. Я думаю, не сильно меняется доля рынка книг бумажных и электронных. Если говорить обо мне, то я отношу себя к любителям книги бумажной. Но это касается либо глубокого изучения материала, либо получения удовольствия от хорошей книги.

А вот если нужно просто очень быстро найти статистику, вспомнить определение или отыскать какой-то абзац знакомой тебе книги, почему это не сделать в электронном виде?

Если ты летишь в самолете или едешь в отпуск, тебе неудобно с собой везти несколько книг. Здесь идет речь не о противостоянии между печатной книгой и смартфоном. Главное поле битвы за то, чтобы наши будущие поколения оставались такими же искателями, которые сами пытаются найти правду, сами пытаются сделать для себя выводы, оперируя достоверными, проверенными документами – чем когда-то и славилась наша страна.

ЗС: Если так, если мы говорим, что тексты важнее – тексты как таковые, а не в какой форме они подаются – тогда какой должна быть роль библиотек сейчас и как она будет меняться в ближайшем будущем?

В. Д.: Ну, я ведь не сказал, что не важна форма, я лишь сказал, что она может быть различной. Я уверен, что форма печатной книги очень значима для глубокого изучения материала, для последовательного чтения, когда нет перескакивания по гиперссылкам из одного источника в другой. Но вот что касается роли книги и библиотек, и конкретно нашей библиотеки, я уверен, что мы на многие годы останемся классической национальной библиотекой. И основной формой нашей работы будет заказ и выдача печатных документов в читальные залы.

Причина еще и в том, что наша библиотека – это необычайно большой, фантастически полный фонд документов, имеющих отношение ко всем аспектам знаний человечества. И если подумать о том, что эти документы могут быть переведены в цифровой вид – на это может уйти несколько сотен лет. Это грандиозная работа, и не факт, что она нужна. Но вот что должно меняться в библиотеках? Модель взаимодействия с читателем: электронный каталог, система справочно-библиографического обслуживания, система поиска книг, система заказа должны стать удобной, несомненно, цифровой и современной.

Я привел бы аналогию с Госуслугами – так, как это сделано у них на портале. То, как мы сейчас очень удобно получаем все традиционные услуги государства в МФЦ. Я думаю, мы с вами хорошо помним, какой ад был пойти в паспортный стол, заказать паспорт или получить прописку, надо было стоять какие-то бесконечные очереди. Мне кажется, логика должна быть именно такой. Суть услуг останется – классическая национальная библиотека, но формат взаимодействия станет другим, более удобным.

Кроме того, конечно же, любая библиотека, думающая о будущем, должна найти свое место в цифровом мире, в информационной среде, которая становится доминирующей и важной для государства и для людей. Поэтому мы очень внимательно смотрим на новые тенденции. Мы активно проводим исследования, связанные с применением искусственного интеллекта и машинного обучения и для описания наших фондов, и для создания совершенно новых информационных библиотечных услуг.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Из нефти в «нефть» по-менделеевски Из нефти в «нефть» по-менделеевски

Можно ли найти более экологичный и выгодный способ утилизации пластика?

Наука и жизнь
Бильярд на гробах и желто-синие бездны. Как Ван Гог опередил свое время Бильярд на гробах и желто-синие бездны. Как Ван Гог опередил свое время

Была ли история успеха Ван Гога случайностью и как он смог добиться признания?

СНОБ
Лена Горностаева Лена Горностаева

Какую часть мужского тела Лена Горностаева считает самой сексуальной?

Playboy
Миклош Хорти, всесильный местоблюститель Миклош Хорти, всесильный местоблюститель

Миклош Хорти: адмирал без флота, регент без короля

Дилетант
Тебе запрещено медитировать, если у тебя есть эти проблемы: какие и почему — объясняет психотерапевт Тебе запрещено медитировать, если у тебя есть эти проблемы: какие и почему — объясняет психотерапевт

Кому запрещено медитировать, чтобы не случилось проблем?

VOICE
Как книга Гете «Страдания юного Вертера» спровоцировала суициды в Европе! Интересная история Как книга Гете «Страдания юного Вертера» спровоцировала суициды в Европе! Интересная история

Как роман Гете создал феномен «Эффект Вертера»

ТехИнсайдер
16 признаков, что в семье вы «козел отпущения» 16 признаков, что в семье вы «козел отпущения»

Об особой форме психоэмоционального насилия, «синдроме козла отпущения»

Psychologies
Не такие простые, как кажутся: 15 фактов о поведении и образе жизни шмелей Не такие простые, как кажутся: 15 фактов о поведении и образе жизни шмелей

Как обстоят дела в шмелиных семьях и как они справляются с трудностями

ТехИнсайдер
Мой прадед, участник Великой войны Мой прадед, участник Великой войны

История генерал-майора Владимир Астафьев, типичного русского офицера

Знание – сила
Ерундопель Ерундопель

Салат с забавным названием, придуманный литературным героем

КАНТРИ Русская азбука
Варочные панели: чем отличаются базовые модели от продвинутых Варочные панели: чем отличаются базовые модели от продвинутых

Чем отличаются варочные панели? Что учесть при её выборе?

CHIP
Руины поэзии Руины поэзии

Петр Белый: гражданственный формализм

Weekend
Дом у моря Дом у моря

Белоснежная вилла для летнего отдыха, со всех сторон открытая к морю

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Философия библиотеки Философия библиотеки

Библиотека – в чем ее высшее назначение и сакральный смысл?

Знание – сила
Кризис романтических отношений? Вот почему у людей любовь не клеится: точное объяснение! Кризис романтических отношений? Вот почему у людей любовь не клеится: точное объяснение!

Как создать здоровые романтические отношения?

ТехИнсайдер
Угон машины по VIN: в зону риска попали автомобили со смарт-ключами Угон машины по VIN: в зону риска попали автомобили со смарт-ключами

Угонять машины в России стало возможно по VIN. Как так?

РБК
Западные ученые объяснили, почему лучше вовсе не пить алкоголь! Западные ученые объяснили, почему лучше вовсе не пить алкоголь!

Почему не существует безопасного уровня потребления алкоголя?

ТехИнсайдер
«Страсти революции: Эмоциональная стихия 1917 года» «Страсти революции: Эмоциональная стихия 1917 года»

Как демонстрация против Временного правительства обернулась беспорядками

N+1
Ольга Забненкова: «Главный тренд в эстетической косметологии сместился с лозунга Ольга Забненкова: «Главный тренд в эстетической косметологии сместился с лозунга

Врач-дерматолог об аппаратных процедурах и правильном уходе за кожей

Здоровье
Красная, черная, белая Красная, черная, белая

Вино, варенье и еще 8 заготовок из смородины

Лиза
Профессия: вивисектор Профессия: вивисектор

Замкнутый круг насилия: ревизия фильмографии мастера страшных парадоксов

Weekend
Африканские корни, кудри и роман о декабристах: откуда появился миф, что Пушкин и Дюма — это один человек Африканские корни, кудри и роман о декабристах: откуда появился миф, что Пушкин и Дюма — это один человек

Некоторые выдвигают теорию, согласно которой Александр Пушкин на самом деле Дюма

ТехИнсайдер
Бери выше! Бери выше!

6 фильмов, которые помогут поднять самооценку

Лиза
«Евгений Онегин» и «Онегин-блюз» «Евгений Онегин» и «Онегин-блюз»

Михаил Цитриняк о том, сколь творчество А.С. Пушкина созвучно нынешним временам

Знание – сила
Почему Toyota Crown Signia считается лучшим универсальным автомобилем? Почему Toyota Crown Signia считается лучшим универсальным автомобилем?

Toyota выпустила «мастера на все руки», не имеющего конкретной специализации

4x4 Club
Как американка спасла дочь от тяжелой болезни и заработала миллиарды Как американка спасла дочь от тяжелой болезни и заработала миллиарды

Как болезнь дочери сподвигла Мартину Ротблатт создать биотех-компанию

Forbes
Алкоголь, который нельзя заказывать на курортах Алкоголь, который нельзя заказывать на курортах

На отдыхе в вашем бокале может оказаться много интересного помимо заказанного

Maxim
Не покупай это: 11 хитрых способов, которыми рестораны и кафе заставляют нас тратить больше денег Не покупай это: 11 хитрых способов, которыми рестораны и кафе заставляют нас тратить больше денег

Бесплатная корзинка с хлебом бывает только в мышеловке

VOICE
После Ленина: гибель левой оппозиции После Ленина: гибель левой оппозиции

Как соратники тяжело больного Ленина начали ожесточённую борьбу за власть

Дилетант
Вычислить в толпе Вычислить в толпе

Какие мотивы движут преступником и можно ли распознать его в пассажиропотоке?

P.I.C. Partner In Crime
Открыть в приложении