Разговор с Вадимом Дудой о настоящем и будущем библиотек

Знание – силаОбщество

«Во всем дойти до самой сути…»

Беседовали Игорь Харичев и Анна Кречетова

О настоящем и будущем библиотек мы беседуем с Генеральным директором Российской государственной библиотеки Вадимом Валерьевичем Дудой. Вадим Валерьевич начал свою трудовую деятельность в библиотеке МАИ в 1984 году. В 1991 году он окончил МАИ по специальности «инженер-механик», защитив диплом на английском языке. В 2005 году получил степень МВА (American Institute of Business and Economics). С 1991 по 2018 год на различных должностях занимался развитием международного сотрудничества, продвижением информационных технологий, открытием новых направлений в ИТ-индустрии, занимал пост директора Департамента информационной политики и международных связей Министерства культуры России.

В 2015—2018 годах – генеральный директор Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы имени М. И. Рудомино. С 2018 года возглавляет «Ленинку» – так многие продолжают называть главную библиотеку страны. Область научных интересов Вадима Валерьевича: инновационные технологии в культуре и государственном управлении.

Вадим Валерьевич – вице-президент Российской библиотечной ассоциации, президент Библиотечной Ассамблеи Евразии, вице-президент Национальной библиотечной ассоциации «Библиотеки будущего», координатор федерального проекта Минкультуры России по созданию модельных библиотек в регионах России.

«Знание – сила»: Вадим Валерьевич, мы живем в такое время, когда мобильные телефоны, интернет – неотъемлемая часть нашей жизни. Значительный объем информации мы воспринимаем сейчас через видеоматериалы. Возникает вопрос о роли книги: будет ли она меняться, будет ли сохраняться? Да, есть книги бумажные, есть их электронные аналоги, и последние всё шире входят в нашу жизнь. Конечно, останутся люди, которым будет приятнее брать в руки бумажный экземпляр произведения. В любом случае, книги и библиотеки будут меняться. Но как?

Вадим Дуда: Наверное, все согласны с тем, что книга является главным источником знаний, основным. А помните, в 1970‑е годы ходили такие слепые копии, сделанные на пишущей машинке: «Архипелаг ГУЛАГ», «Раковый корпус» и еще много произведений, которые в магазинах не продавались – а эти стопки листков были книги или нет?

ЗС: Ну… в принципе, тогда надо говорить о текстах.

В. Д.: Да, и, кажется, мы приходим вот к чему: не надо концентрироваться только на форме. Те полуслепые копии на папиросной бумаге (помните, их печатали, по-моему, по пять или даже десять копий на пишущей машинке) – я не могу назвать книгой. Но ведь там важно было содержание…

Я думаю, дело не в форме, дело не в том, что это – гаджет, или книга, или какой-то еще носитель информации. Важно, чтобы мы имели дело с хорошими, проверенными текстами, документами. Надо, чтобы сохранился сам дух, который был когда-то, и часто ведь бывает – помните, как у Пастернака:

«Во всем мне хочется дойти до самой сути,
В работе, в поисках путей, в сердечной смуте…»

Формат не так важен. Сейчас мы пришли к какому-то балансу между электронными и печатными книгами. Я думаю, не сильно меняется доля рынка книг бумажных и электронных. Если говорить обо мне, то я отношу себя к любителям книги бумажной. Но это касается либо глубокого изучения материала, либо получения удовольствия от хорошей книги.

А вот если нужно просто очень быстро найти статистику, вспомнить определение или отыскать какой-то абзац знакомой тебе книги, почему это не сделать в электронном виде?

Если ты летишь в самолете или едешь в отпуск, тебе неудобно с собой везти несколько книг. Здесь идет речь не о противостоянии между печатной книгой и смартфоном. Главное поле битвы за то, чтобы наши будущие поколения оставались такими же искателями, которые сами пытаются найти правду, сами пытаются сделать для себя выводы, оперируя достоверными, проверенными документами – чем когда-то и славилась наша страна.

ЗС: Если так, если мы говорим, что тексты важнее – тексты как таковые, а не в какой форме они подаются – тогда какой должна быть роль библиотек сейчас и как она будет меняться в ближайшем будущем?

В. Д.: Ну, я ведь не сказал, что не важна форма, я лишь сказал, что она может быть различной. Я уверен, что форма печатной книги очень значима для глубокого изучения материала, для последовательного чтения, когда нет перескакивания по гиперссылкам из одного источника в другой. Но вот что касается роли книги и библиотек, и конкретно нашей библиотеки, я уверен, что мы на многие годы останемся классической национальной библиотекой. И основной формой нашей работы будет заказ и выдача печатных документов в читальные залы.

Причина еще и в том, что наша библиотека – это необычайно большой, фантастически полный фонд документов, имеющих отношение ко всем аспектам знаний человечества. И если подумать о том, что эти документы могут быть переведены в цифровой вид – на это может уйти несколько сотен лет. Это грандиозная работа, и не факт, что она нужна. Но вот что должно меняться в библиотеках? Модель взаимодействия с читателем: электронный каталог, система справочно-библиографического обслуживания, система поиска книг, система заказа должны стать удобной, несомненно, цифровой и современной.

Я привел бы аналогию с Госуслугами – так, как это сделано у них на портале. То, как мы сейчас очень удобно получаем все традиционные услуги государства в МФЦ. Я думаю, мы с вами хорошо помним, какой ад был пойти в паспортный стол, заказать паспорт или получить прописку, надо было стоять какие-то бесконечные очереди. Мне кажется, логика должна быть именно такой. Суть услуг останется – классическая национальная библиотека, но формат взаимодействия станет другим, более удобным.

Кроме того, конечно же, любая библиотека, думающая о будущем, должна найти свое место в цифровом мире, в информационной среде, которая становится доминирующей и важной для государства и для людей. Поэтому мы очень внимательно смотрим на новые тенденции. Мы активно проводим исследования, связанные с применением искусственного интеллекта и машинного обучения и для описания наших фондов, и для создания совершенно новых информационных библиотечных услуг.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Мифы и факты: Александр I Мифы и факты: Александр I

Весной на экраны вышел сериал об императоре. Какие факты вызывают споры?

Вокруг света
Работа над ошибками: какие просчеты совершает бизнес при цифровой трансформации Работа над ошибками: какие просчеты совершает бизнес при цифровой трансформации

Какие ошибки мешают цифровой трансформации?

Forbes
За что казнили Джордано Бруно За что казнили Джордано Бруно

Джордано Бруно окончил свою жизнь на костре за совсем другие «прегрешения»

Дилетант
Роботы учатся у слонов технике мягкого и точного захвата Роботы учатся у слонов технике мягкого и точного захвата

Почему слоновий опыт очень важен для роботов с мягкими захватами

ТехИнсайдер
Первый премьер императорской России Первый премьер императорской России

Железнодорожник, путеец, лидер и главный «мотор» команды Александра III

Знание – сила
Город большого мифа и большой обиды Город большого мифа и большой обиды

Иркутск: место победы почвеннической литературы над современной архитектурой

Weekend
Ксения Трейстер: «Я знала, что за меня никто не попросит, поэтому однажды попросила за себя сама» Ксения Трейстер: «Я знала, что за меня никто не попросит, поэтому однажды попросила за себя сама»

Римас Владимирович, посмотрите меня! Наташа Ростова — это я!

Караван историй
Как пережить расставание Как пережить расставание

Мучают воспоминания, все вокруг говорит о недавнем романе? Стоп!

Лиза
Северо-восторг Северо-восторг

Открываем в России невероятные места (и учимся выговаривать их названия)

VOICE
Проблема поколения? Исследование: молодежь на работе страдает из-за одиночества и недооцененности Проблема поколения? Исследование: молодежь на работе страдает из-за одиночества и недооцененности

Почему молодые работники испытывают чувство одиночества на работе?

ТехИнсайдер
«Я предложила маме жить с нами, если она бросит пить, или самой за себя отвечать»: история читательницы «Я предложила маме жить с нами, если она бросит пить, или самой за себя отвечать»: история читательницы

Как побороть стыд за родственников, злоупотребляющих алкоголем

Psychologies
«Самое главное — не идти на компромисс с собственной совестью» «Самое главное — не идти на компромисс с собственной совестью»

Как устроен рынок производства полуфабрикатов и готовой еды

Монокль
Как американка спасла дочь от тяжелой болезни и заработала миллиарды Как американка спасла дочь от тяжелой болезни и заработала миллиарды

Как болезнь дочери сподвигла Мартину Ротблатт создать биотех-компанию

Forbes
Танцы на льду Танцы на льду

Пересекаем замерзший Байкал от поселка Усть-Баргузин до Северобайкальска

2Xplore
Распознать неладное Распознать неладное

7 сигналов, что это не «просто забота», что бы ни говорил внутренний голос

P.I.C. Partner In Crime
Людмила Иванова: «Нет, мне не плохо... Я так живу» Людмила Иванова: «Нет, мне не плохо... Я так живу»

О Людмиле Ивановой рассказывает главный редактор Анжелика Пахомова

Коллекция. Караван историй
Он такой классный: Лев Зулькарнаев — о том, как сыграть человека с аутизмом, слезах, стихах и любви Он такой классный: Лев Зулькарнаев — о том, как сыграть человека с аутизмом, слезах, стихах и любви

О ремесле, написании стихов, нелинейности времени, Боге и, конечно, любви

Правила жизни
Зерна циркона помогли определить возраст мощного удара по молодой Луне Зерна циркона помогли определить возраст мощного удара по молодой Луне

Планетологи с большой точностью датировали крупное импактное событие на Луне

N+1
Чебуреки Чебуреки

Они должны быть настолько сочными, чтобы, когда ешь их, аж по локтям текло

КАНТРИ Русская азбука
3 показателя того, что вы имеете дело с мастером манипуляций 3 показателя того, что вы имеете дело с мастером манипуляций

Распознать мастера манипуляций нелегко, но возможно

Psychologies
В 14 лет работал на ФБР, а в 15 лет стал наркобароном! Удивительная история подростка из США В 14 лет работал на ФБР, а в 15 лет стал наркобароном! Удивительная история подростка из США

Ричард Верше-младший раскрыл крупнейший коррупционный скандал в истории Детройта

ТехИнсайдер
Как погибли и воскресли реки Европы – и при чем здесь Олимпийские игры 2024 Как погибли и воскресли реки Европы – и при чем здесь Олимпийские игры 2024

Какой вода была раньше в Сене и других реках Европы

ТехИнсайдер
Мягкого робота научили отбрасывать ноги Мягкого робота научили отбрасывать ноги

Новый тип соединения для роботов, который позволяет им отбрасывать конечности

N+1
Правило двух Миссисипи: что такое «толкаголизм» и как с ним бороться Правило двух Миссисипи: что такое «толкаголизм» и как с ним бороться

Что такое «толкаголизм», к каким последствиям он может привести?

Forbes
Комариные укусы: чем помазать, чтобы не чесалось Комариные укусы: чем помазать, чтобы не чесалось

Почему комариные укусы чешутся и можно ли с этим что-то сделать?

ТехИнсайдер
Недетская анимация: какие реальные психические процессы показаны в мультфильме «Головоломка-2» Недетская анимация: какие реальные психические процессы показаны в мультфильме «Головоломка-2»

Какие научные доводы легли в основу «Головоломки-2»?

ТехИнсайдер
Как ученый сбежал из СССР через океан… вплавь. Удивительная одиссея Станислава Курилова Как ученый сбежал из СССР через океан… вплавь. Удивительная одиссея Станислава Курилова

Как ученому Станиславу Курилову удалось вплавь сбежать из Советского Союза?

ТехИнсайдер
«Призрачный свет» и другие фильмы о созидательной силе искусства «Призрачный свет» и другие фильмы о созидательной силе искусства

4 вдохновляющих фильма о целительной силе искусства

СНОБ
«Евгений Онегин» и «Онегин-блюз» «Евгений Онегин» и «Онегин-блюз»

Михаил Цитриняк о том, сколь творчество А.С. Пушкина созвучно нынешним временам

Знание – сила
Илья Авербух и Лиза Арзамасова: «Мы оба пребываем в состоянии ожидания чуда» Илья Авербух и Лиза Арзамасова: «Мы оба пребываем в состоянии ожидания чуда»

Главное в семье — это любовь мужа и жены

Коллекция. Караван историй
Открыть в приложении