Илья Альтшулер: Считаю, в России огромный потенциал развития музыкантов
«Пикник “Афиши”» возвращается после пятилетнего перерыва. Фестиваль пройдет традиционно в Москве и впервые в Петербурге. CEO «Афиши» Илья Альтшулер, под руководством которого возрождается фестиваль, рассказал «Снобу» о том, как сохранить ДНК «Пикника» в новых реалиях, чем этот фестиваль удивит на фоне прочих в 2024 году, кого хотелось пригласить в хедлайнеры, но не удалось и как устроена экономика события.
Ты помнишь свой первый «Пикник “Афиши”» в качестве посетителя?
По стечению обстоятельств, я не посещал ни одного «Пикника» за свою жизнь. Я десять лет работаю в медиаиндустрии, моя работа часто связана с командировками, и у меня банально не находится времени посещать все мероприятия, куда приглашают. Но огромное число артистов из тех лайнапов [прошлых «Пикников»] я видел на иностранных фестивалях.
Тот факт, что я не был на «Пикнике», помогает мне избежать какой-то рефлексии и сравнений с тем, что было раньше. Та «Афиша», которую мы переосмыслили и перезапустили за три года, уважает ценности прошлого периода, но она уже совсем другая. Мы хотим избежать ассоциаций с прошлым величием «Афиши». Когда я пришел в «Афишу» три года назад, у меня были амбиции в духе «мейк “Афиша” грейт эгейн», но я счастлив, что смог освободиться от них — мы делаем новую «Афишу». Будет она лучше или хуже, покажет время. Но мы сделаем все, чтобы она была классной и крутой. Вот наша миссия. «Пикник» мы также интерпретируем по-своему, возрождая бренд. И все наши действия сейчас говорят о том, что мы двигаемся в правильном направлении.
О «Пикнике». 2019 и 2024: расходов стало больше?
Если честно, некорректно сравнивать. У нас изменился формат. В Москве — пять сцен и более пятидесяти артистов, еще два дня в Санкт-Петербурге. Долгожданное возвращение не может быть дешевым. Переосмысливая фестиваль, его текущую сущность в отсутствие больших зарубежных артистов, что было фирменным стилем «Пикника», мы хотим дать возможность выступить большому числу артистов. Я искренне верю в то, что в России огромный потенциал развития музыкантов, есть невероятные кейсы. Просто не так много времени прошло, им надо набрать аудиторию. Миссия нашего фестиваля — в этом.
Как справляться с грузом двадцатилетнего наследия?
Любое переосмысление бренда и бизнеса происходит под воздействием внешних и внутренних факторов. Внешние факторы таковы, что гастролей крупных иностранных артистов нет. Мы живем здесь и сейчас, наша задача — сделать качественное городское мероприятие. Если взять прошлую концепцию — это лучший выходной в году, где аудитория получает классные возможности провести время с друзьями, семьей, погулять в парке, послушать музыку. В связи с этим мы решили провести столичный «Пикник» в Лужниках: мы видим, как развивается парк, сколько мероприятий там проходит. И МТС Summer Stage, и VK Fest только подтверждают правильность нашего выбора.
Предвосхищая вопрос о конкуренции: мы ее совершенно не боимся. Более того, мы в контакте с коллегами, а с МТС даже шерим техническую инфраструктуру. Это наша общая философия — создавать как можно больше качественного контента в плане мероприятий. Лето — отличный период для этого. И прошлый, и текущий годы только доказывают, что тренд развивается, люди хотят проводить время вне дома. Я не вижу проблем с повторяющимся лайнапом: у нас есть договоренности с коллегами и артистами, «гэп» между выступлениями должен быть месяц. Но я считаю, что, с учетом количества населения в Москве и Питере, такая частота концертов не влияет на спрос. Мы видим интерес, люди покупают билеты.
Что позволило провести «Пикник “Афиши”» в 2024 году, но что не позволило провести его в 2023 году?
Исключительно внутренние особенности развития бизнеса. В 2023 году у нас были совершенно другие приоритеты. Мы строили бизнес, решали текущие задачи. Сейчас появилась возможность выделить команду, сфокусироваться [на фестивале]. Не буду скрывать: «Пикник» — не то чтобы наша точка прибыли. Это в первую очередь большое имиджевое мероприятие. Конечно, мы планируем делать его безубыточным, но, если говорить о выручке «Афиши», то это не основное направление.
Основная статья выручки «Пикника» — это билеты?
Я бы сказал, 50/50. Даже так: 40% — билеты, 40% — спонсоры, 20% — торговля: фудкорт, мерч. Мы заинтересованы в том, чтобы снижать в структуре выручки процент билетов, потому что билеты — рискованная составляющая. К примеру, если будет дождь, то билетов продастся меньше. Эти опасения есть и у нас, и у всех наших коллег по индустрии.