Александр Великий: «разорванный» портрет героя

Знание – силаИстория

Вечная мания завоеваний

Александр Голяндин

Александр Великий побеждает персов в битве при Иссе. Элемент так называемого саркофага Александра (Сидонского саркофага). Около 325 г. до н.э.

Само имя «Александр Великий», 2380 лет со дня рождения которого отмечалось в этом году, пробуждает в сознании многих людей схожие ассоциации: безоглядный юношеский задор, невероятная удача в войне, создание мировой империи и в то же время – непомерная жестокость, маниакальное стремление покорить весь мир. Многим памятна его фраза, ставшая крылатой: «Во вселенной бессчетное множество миров, а мы еще и одного не завоевали!». Если, пытаясь понять фигуру Александра Македонского, его роль в мировой истории, мы попробуем подыскать равновеликие ему личности, то мы можем назвать его «предшественником Цезаря», этаким «греческим императором», взявшим себе столько власти, сколько он захотел, или же «Наполеоном древности», с автоматизмом машины подчинявшим себе одну страну за другой, чтобы везде установить тот же порядок, что сложился на его родине.

Разорванный портрет

Уже в античности мнения об Александре Македонском разнились так, как разнятся два войска, вышедшие на битву. Кажется, что от оскорблений, допустимых для ораторов, спорщики легко перешли бы на кулачный бой, а то и выхватили бы кинжалы. Лишь разделившие их десятилетия и века удерживают их. Друг другу же они были так же противны, как одним – царь Александр, другим – его враги.

Историк Диодор Сицилийский величаво рек о нем: «В течение короткого времени Александр, опираясь на собственное разумение и мужество, совершил дела более великие, чем те, что совершили все цари, память о которых передана нам историей. За 12 лет он покорил немалую часть Европы и почти всю Азию и, конечно, приобрел громкую славу, равнявшую его с древними героями и полубогами» («Историческая библиотека», кн. XVII, I).

Для римского философа Сенеки царь был ненавистен. В своих «Нравственных письмах к Луцилию» он судит его как «государственного преступника»: «Несчастного Александра гнала и посылала в неведомые земли безумная страсть к опустошению. Или, по-твоему, здрав умом тот, кто начал с разгрома Греции, где сам был воспитан? […] кто, не довольствуясь поражением многих государств, либо побежденных, либо купленных Филиппом, стал опрокидывать другие в других местах, неся оружье по всему свету? чья жестокость нигде не остановилась, уставши, – наподобие диких зверей, загрызающих больше добычи, чем требует голод?» (Письмо XCIV, 62).

Сенека. Скульптор Амадео Руис Ольмос. Статуя установлена на родине философа, в Кордове

Современные историки также не могут примириться, когда разговор заходит об Александре Великом. И хотя, рисуя этот образ, они обращаются к одним и тем же античным источникам, результат их работы поразительно двулик. Под пером одних исследователей Александр блистателен, как бог света. Другие видят в нем лишь черное исчадие ада.

Те и другие исследования больше говорят о самих авторах, чем об их герое. Описывая великого царя, они проецируют на эту фигуру собственные политические взгляды и пристрастия, а также свой жизненный опыт. Подобный подход мы наблюдаем, начиная с эпохи Просвещения.

Для одного из крупнейших немецких историков XIX века Иоганна Густава Дройзена, автора фундаментальной работы «История эллинизма», деятельность Александра Македонского являлась главной предпосылкой грядущего торжества христианства. Он соединил персидский Восток и греческий Запад. Впоследствии, зародившись на Ближнем Востоке, христианство скоро распространилось везде, где говорили по-гречески (добавим в скобках: а также на латыни).

Британский историк Уильям Тарн настойчиво проводил параллели между Британской империей и Македонской империей. Для австрийского историка Фрица Шахермайра Александр Македонский, демагог и воитель, сверхчеловек и титан, был подобен Гитлеру, которым ученый по молодости восхищался, как и царем Александром, и которого, наряду с македонским царем, всю оставшуюся жизнь презирал и ненавидел.

Подчас современные историки концентрируются на одной-единственной черте своего героя. Он становится то психопатом, одержимым страстью к разрушению, то алкоголиком, превратившим жизнь в «потешный» дионисийский праздник, где веселье внезапно кончается смертью, а смерть производит новый взрыв веселья.

Другие исследователи, например, немецкий историк Ханс-Ульрих Вимер, автор книги «Александр Великий» (H.-U. Wiemer. «Alexander der Große», 2005), создают «разорванный» портрет своего героя, составляя рядом то, что несоединимо: его отношение к своему «культурному миру», Македонии и Греции, и к завоеванному им варварскому миру. Там, на Востоке, царь был совсем другим человеком, и это не случайно. С варварами он из образованного грека превращался в варвара и вел себя так, как ему мнилось, должны вести себя люди, лишенные всякого налета традиционной греческой культуры.

Страх и ужас собеседника богов

Как полемично написал немецкий историк Ханс-Иоахим Герке в книге «Александр Великий», «мир "Илиады" может позволить нам заглянуть во внутренний мир македонского царя», ощутить, какими представлениями и ценностями он руководствовался, затевая свой фантастический поход ради завоевания целого мира (H.-J. Gehrke. «Alexander der Grosse», 2013).

В начатой им войне важнейшее значение имели определенные символические жесты и картинные ритуалы – всё потому, что Александр на протяжении всего похода, очевидно, ощущал то, что чувствовали герои «Илиады» – что, пока они сражаются с врагом, боги спорят, кому отдать победу, грекам или троянцам, и важно задобрить богов, чтобы наконец выиграть эту нескончаемую войну.

Боги спускаются к битве. Гравюра Т. Пироли по иллюстрации Дж. Флаксмана (1793) к «Илиаде»

В пустынных просторах Персии и безлюдных местностях Египта, в горах, куда не добирались ранее греки, и в Индии, почти неведомой им, Александр Македонский всегда ощущал это присутствие богов, которые беззвучно и безвидно рассуждали о том, кому присудить победу в следующей битве. Царь вглядывался в незримое, вслушивался в незвучное, нервы его были истончены до предела этим ожиданием, и он всегда думал о том, как не оплошать, не оттолкнуть от себя богов. Их приговор ведь, как убедились герои «Илиады», уже не отменить. Александр страшился их проклятия и скрывал от всех тот ужас перед богами, что тяготил его, раздваивал его личность. Внешне он был непобедимым воином, которому боги якобы давно отдали победу. Внутри же, словно Ахилл, был проклятым неудачником, которого боги давно обрекли на смерть, какие бы подвиги он ни совершал.

Эта раздвоенность, которую он пытался подавить алкоголем, превращала его порой в безумца, когда он, остро чувствуя, что уже приговорен богами, бесновался и неистовствовал, не щадя уже никого, как и подобает последнему злодею, а не герою.

Ахилл оплакивает Патрокла. Гравюра Т. Пироли (1795) по иллюстрации Дж. Флаксмана (1793) к «Илиаде»

«Илиада» и «Одиссея» Александра Великого

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Первый митинг хунвейбинов Первый митинг хунвейбинов

«Убивайте, убивайте их!» — призывали китайские газеты…

Дилетант
Кофейно-чайная зависимость страны Кофейно-чайная зависимость страны

Есть ли возможность увеличить долю сырья на рынке горячих напитков России

Агроинвестор
Иллюзия успеха Иллюзия успеха

Четыре истории о талантливых мастерах пускать пыль в глаза

Популярная механика
Что происходит в мозге человека, когда он смотрит на шедевр Вермеера Что происходит в мозге человека, когда он смотрит на шедевр Вермеера

Ученые измерили реакцию мозга при просмотре картины Йоханнеса Вермеера

ТехИнсайдер
Бластофаг — пожиратель бластов Бластофаг — пожиратель бластов

Как появился и почему не используется противоопухолевый препарат бластофаг

Наука и жизнь
От подполья до экранизаций на Netflix: как китайская научная фантастика покоряет мир От подполья до экранизаций на Netflix: как китайская научная фантастика покоряет мир

Почему мало кто за пределами КНР слышал об азиатском сай-фае

Forbes
Первая прямая телетрансляция Первая прямая телетрансляция

Днём рождения немецкого телевидения принято считать 22 марта 1935 года

Дилетант
Хорошо забытое старое Хорошо забытое старое

Увидеть новый Ford и умереть? Ну, почти умереть – на обратном пути, от усталости

Автопилот
Почему кошек ни в коем случае нельзя брать за шкирку? Ведь мамы-кошки именно так и делают Почему кошек ни в коем случае нельзя брать за шкирку? Ведь мамы-кошки именно так и делают

Что чувствует кот, подвешенный за шкирку и почему делать так нельзя?

ТехИнсайдер
«Начинать нужно с пороха» «Начинать нужно с пороха»

Михаил Хубутия о форуме «ORЁLEXPO 2024» и проблемах отрасли товаров для охоты

Деньги
Тимофей Гриднев: «Бульдозерная выставка» — это не противостояние, это акт идентификации Тимофей Гриднев: «Бульдозерная выставка» — это не противостояние, это акт идентификации

Тимофей Гриднев вспоминает свою встречу с организатором «Бульдозерной выставки»

СНОБ
Истина где-то здесь Истина где-то здесь

Вокруг этих мест ходит много таинственных слухов и даже леденящих душу рассказов

Лиза
Сила в слабости: как состарился самый критикуемый альбом Дрейка Сила в слабости: как состарился самый критикуемый альбом Дрейка

Почему Дрейк до сих пор остаётся на плаву?

Правила жизни
Мифотворчество и Мартин Скорсезе: 5 фактов о композиторе Джачинто Шельси Мифотворчество и Мартин Скорсезе: 5 фактов о композиторе Джачинто Шельси

Джачинто Шельси: несколько фактов о загадочном композиторе

РБК
«Чтобы быть счастливым, надо заниматься любимым делом» «Чтобы быть счастливым, надо заниматься любимым делом»

Нейробиолог СПбГУ о том, почему вернулся в Россию после работы за границей

Санкт-Петербургский университет
Новая модель ChatGPT o1: шаг вперед или не до конца проработанная революция? Новая модель ChatGPT o1: шаг вперед или не до конца проработанная революция?

ChatGPT o1 обещает стать большим прорывом в мире искусственного интеллекта

ТехИнсайдер
Мы его теряем! Мы его теряем!

14 необычных способов похудеть

Лиза
«Жертвы» одного хита: как складываются судьбы музыкантов с одной популярной песней «Жертвы» одного хита: как складываются судьбы музыкантов с одной популярной песней

Psychologies вспоминает судьбы нескольких «артистов одного хита»

Psychologies
Разбитую чашку можно склеить: 4 урока от пар, которые развелись и снова поженились Разбитую чашку можно склеить: 4 урока от пар, которые развелись и снова поженились

Даже самый болезненный развод не «запирает» наглухо дверь вашей былой любви

Psychologies
Счастье в отношениях: 4 этапа, которые проходит пара Счастье в отношениях: 4 этапа, которые проходит пара

Счастливые долгосрочные отношения: что они из себя представляют?

Psychologies
Утилистический прием Утилистический прием

Как Константин Вагинов изобрел безотходную переработку прошлого

Weekend
Не кошкин дом: как спасают животных на стройках и в зонах реконструкции Не кошкин дом: как спасают животных на стройках и в зонах реконструкции

Можно ли гуманно справиться с проблемой бездомных животных в России?

Forbes
По следам ушедшей эпохи По следам ушедшей эпохи

Реконструкция уникальной исторической квартиры в стиле ар-нуво

SALON-Interior
Все краски бизнеса Все краски бизнеса

В чем отставание от времени красных организаций и каковы перспективы бирюзовых

РБК
Средиземное море пересохло 5,5 миллионов лет назад, и почти все экосистемы погибли Средиземное море пересохло 5,5 миллионов лет назад, и почти все экосистемы погибли

На восстановления биоразнообразия в Средиземном море потребовалось 1,7 млн лет

ТехИнсайдер
«Мы в ответе за тех, кого приручили»: что нужно учесть перед тем, как завести своего первого щенка «Мы в ответе за тех, кого приручили»: что нужно учесть перед тем, как завести своего первого щенка

Как подготовиться к появлению первого щенка в доме?

ТехИнсайдер
Отпуск на водах Отпуск на водах

Какова цена оздоровительного путешествия

Деньги
Палеонтологи впервые описали голову 2,6-метровой многоножки Палеонтологи впервые описали голову 2,6-метровой многоножки

Как выглядело самое крупное сухопутное членистоногое в истории

N+1
8 книг про настоящих шпионов 8 книг про настоящих шпионов

Реальные истории разведчиков из разных стран, включая КГБ, ЦРУ и «Моссад»

СНОБ
Мочевина для дизеля: что это такое и для чего нужна Мочевина для дизеля: что это такое и для чего нужна

Специальная жидкость с малоаппетитным названием раствор мочевины. Для чего она?

РБК
Открыть в приложении