Никита Макаров: «Я не понимаю халтуры в искусстве»
Художник-керамист Никита Макаров — о выставке в Пушкинском музее, поездках на Кольский полуостров, нехватке мастеров, выгорании и новой коллекции «Полярный день»
Интервью с Никитой Макаровым доступно на страницах «Сноба» в социальной сети VK и на платформе YouTube
Ваши работы находятся во многих частных коллекциях, представлены на общественных выставках. Сегодня, когда массовая культура доминирует над классической, понятие художника размывается. Говорят, что художник — это маркетолог, а автор — тот, кто платит художнику за его потраченное время на создание произведения. К какому типу художников вы сами себя относите?
Я в каком-то смысле очень счастливый человек, потому что в керамике, как и в живописи долгие годы, делаю то, что хочу. Цена за это очень большая. Что касается маркетолога, я бы поправил вас: в наше время художник и пиарщик — это одно и то же. Потому что художник как проповедник: его задача обратить в свою веру как можно больше людей, сделать их своей паствой. Чем больше приход священника, тем сильнее его влияние на массовое сознание. Точно так же и с художником: моя задача — убедить вас, что мир, который я создаю, не только реален, но и совершенно необходим вам как приобретение.
Многие произведения искусства определялись не только мастерством художника, но и вкусом заказчика. Это всегда тандем. Когда тебя атакует директор винно-водочного комбината, чтобы ты ему сделал наяд в бассейне, несущих какие-то доспехи Ахиллесу, — это одна история. А кураторское искусство по заказу некоммерческого фонда — другая. Ты всегда сам определяешь свои репутационные риски и свою выгоду. Деньги приходят, как правило, очень медленно, уходят быстро, а репутация остается.
В 2021 году вы перешли от живописи к декоративно-прикладному искусству и сейчас создаете произведения, равных которым нет: многие технологии утрачены, мастеров — единицы. Расскажите, как вы учились, обустраивали инфраструктуру?
Чем больше «душит» цифровизация, тем актуальнее становится то, что сделано человеческими руками. Цены на наши предметы растут, и мы не испытываем недостатка в заказах. Поскольку потенциал керамики огромен, мы все глубже погружаемся в технологии материалов и художественные эксперименты, стараемся не быть однообразными, искать новые формы и образы, создавая авторские произведения.
Но вы правы, носителей знаний остались единицы, у нас огромная демографическая и производственная яма. Керамика и фарфор — это алхимия, где все базируется на ингредиентах, которые ты добавляешь. Если одного ингредиента нет, то все валится к чертям собачьим. Здесь много эксперимента и много брака, не все готовы в этих экспериментах участвовать, многие очень быстро выгорают.
Я начинал в крошечной керамической мастерской, построенной мной в Переславле в 2021 году. Сейчас в нашей студии больше 10 человек, и это команда Marvel — мотивированные, ответственные люди с уникальными знаниями и суперспособностями. Тот русский культурный код, который сейчас все вокруг ищут, делается руками именно этих художников. По большому счету, мы уже сказали свое слово в декоративно-прикладном искусстве начала XXI века — только в прошлом году мы создали более 1,5 тыс. предметов к Новому году.
В чем, по-вашему, задача декоративно-прикладного искусства?
Керамика — это одна из пластических дисциплин, наряду с живописью, графикой, скульптурой. Я бы хотел заставить людей почувствовать восторг и удивление от того, насколько человеческие руки и душа в состоянии снова создать высокохудожественные произведения, и вернуть былую славу российского декоративно-прикладного искусства.
Безусловно, у каждого предмета есть художественная концепция. Но я, честно говоря, с большим скепсисом к этому всему отношусь. История «что же главное — идея или исполнение» привела нас к тому, что у нас вообще никто ничего сделать не может. Все настолько увлеклись идеей, что с исполнением полная беда, а мне хотелось бы дать людям просто насладиться виртуозно сделанными вещами.