Северный путь
Кино, как известно, искусство синтетическое: визуальный ряд, звук, слово – все результат творческого вдохновения Художника. Духовные и зрительные впечатления рождают образы. Образы воплощаются в живописи, музыке и в кино.
Приходилось ли вам слышать варган (хомус) – якутский и тувинский язычковый музыкальный инструмент? А морин-хур? Это струнный смычковый, способный, по преданию, изгонять злых духов бурятский национальный инструмент, его еще называют «степной виолой».
А знакомы ли вы с тувинским самодеятельным композитором Солааном Базыр-оолом (1935–1993), у него такие красивые мелодичные песни?
А знаете ли вы якутского народного художника Афанасия Осипова, которому народный поэт Семен Данилов посвятил поэму «Счастье орла»? Он рисовал горные пейзажи, наледи Оймякона, Верхоянские хребты, портреты оленеводов, их красочный быт…
А читали вы стихи рано ушедших бурятских поэтов Дондока Улзытуева (1936–1972) и Намжила Нимбуева (1948–1971), они входят во второй том книги «Уйти. Остаться. Жить», о них пишут статьи, читают лекции?.
Улзытуев писал:
Кремень с булатом рождают всегда
Яркую искру, огонь на года.
Так разжигают очаг, говорят…
Так очаги наших предков горят.
А Нимбуев рисует такую картину:
Парит орел под синью небосвода –
и с разворота
внезапно падает, сверкнув крылами,
осколком камня…
И воздух свеж,
и волчий вой и ропот.
Все ближе топот.
Взметнулась пыль, промчался
всадник быстрый –
и грянул выстрел…
Или создает миниатюру:
Где божки золотые –
статуи в серебре
С ликом хана Батыя?
– Где-нибудь в Селенге.
Как есть в этих трех республиках свои музыканты, поэты, художники, так есть здесь свои кинодраматурги, режиссеры, и свои кинофестивали. «Чыпчаал» в Якутии, «Хрустальный нерпёнок» в Бурятии, Буддийский международный фестиваль в Тыве.
Так какое же кино снимается в этих краях? Например, биографии известных людей. Так, в республике Тыва Виталий Петров выпустил фильм по своему сценарию «Солаан». Короткометражная картина основана на реальных событиях – зрителям явлен композитор Солаан Базыр-оола в юности, звучит написанная им в те годы музыка.
В якутском фильме Любови Борисовой «Не хороните меня без Ивана» отразилась биография этнографа, художника, фотографа Ивана Попова. Фильм снят по мотивам фотопортретов Попова, где запечатлены его земляки, принадлежащие к разным слоям общества. Художник фильма Саргылана Скрябина приложила много усилий, чтобы воссоздать атмосферу 1910 года. Конечно, помогали работники музеев – в картине можно увидеть уникальные украшения, луки, якутские ножи. В фильме четыреста с лишним экземпляров реквизита. Эскизы картин Ивана Попова делали его потомки, тоже художники. Очень важна была работа реквизиторов: был воссоздан дом на колесах – особым образом сконструированная телега, в которой Попов со своим другом и моделью (он часто писал и фотографировал одного из жителей улуса, человека немного странного, часто впадающего в летаргический сон) колесили по окрестностям. Иван Попов отправлял свои работы в музеи Германии, таким образом мир знакомился с Якутией. Фильм снят в формате три на четыре (а это почти квадрат), режиссеру важно было приблизиться к стандартному размеру картины. Ивана Попова сыграл актер Дариус Гумаускас.